Кадастровый законопроект вдруг не понравился депутатам3 Июня 2016 Скандальный законопроект о государственной кадастровой оценке не способен решить ключевые проблемы, с которыми сталкиваются собственники недвижимости. Он также не сможет защитить россиян от резкого роста налогов, - внезапно прозрели в Думе. Скорее всего, эти прозрения – предвыборный ход, потому что реально, несмотря на резкие возражения, те же самые депутаты приняли проект за основу. Разработку Минэкономразвития РФ долго нахваливали чиновники в регионах: мол, в массовых кадастровых спорах, судах, отменах, митингах и вообще возлекадастровом шуме виноваты частики, которые недобросовестно проводят оценку.А вот как только за дело возьмутся государственные оценщики, которые априори добросовестнее частников, жизнь пойдет на лад. При этом никто из глашатаев не спешил ответить на вопрос, насколько частным явля.тся авторы самого массового оценочного брака - филиалы конторы под названием ВИСХАГИ (Росземкадастрсъемка), учрежденной Росимуществом. О том, что нахваленная шкатулка с большим сюрпризом, еще год назад предупреждали как раз частные оценщики. Именно они указали, что комиссии по спорам, в которые помимо чиновников входят и защитники предпринимателей, просто упраздняются и возможности оспорить кадастровую оценку почти уже не остается. А именно от оценки пляшут ставки налогов на землю и квартиры. И вот, как пишет РБК, с частниками внезапно солидаризировался комитет Госдумы по земельным отношениям. Законопроект, разработанный правительством, был внесен в Госдуму в мае и сейчас готовится к первому чтению. Совет Думы наметил его на июнь — последний месяц работы нынешнего созыва палаты. Не очень понятно, зачем нужно было откладывать на последний месяц взрывоопасный вопрос, почему нельзя доверить его решение следующему созыву парламента? А то, что вопрос действительно тяжелый, доказывается тем, что сам президент Путин в феврале 2016 года поручил оптимизировать порядок уплаты гражданами налога на землю. Вот и профильный комитет Госдумы в своем заключении отметил, что с момента введения кадастровой оценки недвижимости в стране «практически повсеместно отмечались массовые нарушения прав граждан» из-за завышения кадастровой стоимости недвижимости по сравнению с рыночной ценой этого имущества. Связь тут такая: из-за завышения кадастровой стоимости земли резко растет земельный налог. Влияет кадастровая стоимость земли и на ставку налога на имущество (квартиру, дом). Вообще, постепенный переход на налогообложение имущества юрлиц по кадастровой стоимости начался с 2014 года. С 2015 года в 28 регионах начали рассчитывать по кадастровой стоимости и налог на имущество физлиц (квартиры, дачи). Это привело к резкому росту сумм налога, так как кадастровая стоимость намного выше использовавшейся прежде инвентаризационной. Полностью взимание налогов на имущество по кадастровой стоимости в регионах произойдет к 2020 году. Сейчас собственники обращаются в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в регионах. Счетная палата насчитала в 2015 году 31,3 тыс. заявлений по 64 тыс. объектам, что больше 2014 года в два раза. Через комиссию и суды налогооблагаемая база за 2014–2015 годы уменьшилась на 4 трлн руб. Законопропроект Минэконмразвития предлагает единую систему ГКОЗ, но в тексте проекта ее нет. Известно, что эту методику в декабре прошлого года одобрил Совет по оценочной деятельности, но все же депутаты Госдумы считают, что передача оценки от частников к государственным оценщикам не решает «ни один из наиболее острых вопросов, с которыми в настоящее время сталкиваются физические и юридические лица». Увидели депутаты и другие недостатки проекта: не исполнено поручение Путина унифицировать периодичность кадастровой оценки на всей территории России, вместо этого в проекте повторяется существующая норма закона. А депутаты считают, что переоценивать недвижимость на всей территории страны целесообразно раз в пять лет. Нет в законопроекте и положений об ответственности каких-либо органов за результаты ГКОЗ. А вот возможность обжалования результата ГКОЗ законопроект сокращает. В целом институт кадастровой оценки недвижимости требует принципиально иного подхода, считает земельный комитет, что не помешало ему утвердить проект к первому чтению с условием, что он будет переработан ко второму. А комитет по местному самоуправлению, отметив, что создание новой системы кадастровой оценки недвижимости потребует от регионов затрат в 1,1 млрд руб., опять-таки поддержал весьма спорную разработку МЭР. В общем, предполагается, что ко второму чтению, которое состоится не позднее этого месяца, разработчик учтет замечания. Хотя когда он успеет это сделать, непонятно. Вернуться к списку новостей |
|