Кадастр от папы римского

6 Июня 2016

Комитет Госдумы по земельным отношениям подверг критике правительственный законопроект, согласно которому впредь устанавливать кадастровую стоимость недвижимости смогут только уполномоченные государством эксперты. Налоги в этом случае вырастут в разы.

Скажи, кто твой учитель…

Государство, собственно, и сейчас с удовольствием оценивает землю, здания, квартиры, чтобы получать с них соответствующий налог. Однако такое право есть и у частных оценщиков, и, если владелец (арендатор) недвижимости не согласен с госоценкой, он может затребовать проведения альтернативной экспертизы и обратиться с ее результатами в суд. Потому что государство напрямую заинтересовано получать налог в максимальном объеме, а значит, устанавливает стоимость любого объекта по верхней планке.

Насколько высоко задирается эта планка, можно судить по реплике мурманского мэра Алексея Веллера, на голубом глазу заявившего: «Мы все признавали, что изначально кадастровая оценка была завышенной, но когда снижение достигло десятков и сотен раз, то возник очень серьезный дисбаланс». Вдумайтесь: чиновник априори знал, что во вверенном ему городе стоимость недвижимости завышена для большей собираемости налогов, то есть фактически обкрадываются население и бизнес. И обкрадываются бесстыдно: ведь «в десятки и сотни раз» стоимость объекта снижает не какой-то левый оценщик, а местный суд — как правило, не самый независимый в мире и находящийся в «добрых» отношениях с региональными властями, то есть по умолчанию играющий на их стороне.

Подобное поведение властей вызвало шквал заявлений о перерасчете кадастровой оценки. В общей сложности за 2014–2015 годы удалось переоценить 65 тысяч объектов, уменьшив налогооблагаемую базу на 4 трлн рублей. Таким образом, в среднем каждый объект подешевел на 61,5 млн рублей. Это подтверждает экспертные данные о том, что крупный бизнес практически всегда подает в суд по итогам кадастровой оценки. Ходатайства физических лиц, кстати, тоже довольно легко удовлетворяются, порой и в досудебном порядке. А вот у малого бизнеса зачастую нет средств на судебные разбирательства.

«Потеря» настолько серьезной части налогооблагаемой базы, конечно, не могла понравиться Минфину. Но вместо осознания того, что никакой потери нет, что местные власти внаглую приписывали лишние нули к стоимости недвижимости, хранители бюджета решили поставить барьер на пути оспаривания этих своеобразных оценок. Чудеса, да и только: официальное, облеченное доверием правительство один к одному срисовывает мошеннические трюки у таких прожженных дельцов, как страховщики ОСАГО, пытающиеся запретить оспаривать их оценки ущерба! И ученики достойны своих учителей.

Сам себе контролер

Суть законопроекта — в фактическом запрещении использования частной, независимой оценки недвижимости для пересчета цифр в кадастре. Если он будет принят, то с претензиями на неверную оценку надо будет идти… к тем самым людям, которые эту оценку проводили; если не поможет — в вышестоящую инстанцию. Понятно, что количество серьезных пересмотров изначального решения быстренько сведется к нулю. Ваша квартира будет стоить столько, сколько решило местное отделение Росреестра, и платить вы будете столько, сколько государство захочет с вас взять. Кстати, способы узнать кадастровую оценку своей квартиры (в том числе онлайн) подробно перечислены на сайте Росреестра.

Но если при нынешних ценах на тепло и воду налог никак не будет играть первую скрипку в квартплате, то для бизнеса подобные правила станут настоящим кошмаром: у него и процентная ставка выше, и площади куда больше.

Тревогу сейчас бьют в основном частные оценщики, оно и понятно: у них отбирают очень вкусный кусок рынка. Сам оценочный бизнес, конечно, никуда не денется (сплошь и рядом нужно установить реальную рыночную стоимость того или иного объекта), но «кадастровые» и «судебные» деньги сегмент потеряет. Впрочем, в данном случае шкурный интерес оценщиков совпадает с интересами бизнеса и граждан.

Государственная оценка недвижимости — нормальная вещь для России с ее традиционно высоким уровнем госконтроля. Но, когда эта оценка становится единственной и неоспоримой, вероятность злоупотреблений возрастает многократно. Государство не скрывает своего намерения пополнять бюджет в первую очередь за счет внутренних ресурсов, в том числе населения. И монополизм в сфере оценки недвижимости как нельзя лучше укладывается в эту спорную парадигму.

Повторимся: чем выше кадастровая стоимость недвижимости, тем больше средств получит бюджет, который платит зарплату чиновнику. Заинтересованность, а значит, и стимул для принятия необъективных решений налицо.

***

Возможность легального, правового оспаривания ошибочных решений государственных чиновников — один из самых главных маркеров здорового государства. Непогрешим, как известно, только папа римский на кафедре, да и то лишь по его личному мнению. Если суды более не будут в рамках кадастровых споров принимать независимые оценки стоимости объектов, государство сделает большой шаг в сторону подобного папского самоупоения. А это не очень прилично в нашей православной стране.


Источник



Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: