Рубим сук, на котором сидим

9 Апреля 2019

Правительство РФ на разных уровнях власти декларирует, что налоги для бизнеса повышаться не будут. Однако,  с  переходом на взимание имущественных налогов с кадастровой стоимости,  налоговое бремя для компаний  продолжает  расти с каждым годом. Дело все в том,  что муниципалитетам отдано право регулировать величину налоговой ставки по имущественным налогам, которые они продолжают увеличивать в большинстве регионов РФ.

Об этом шла речь на заседании Рабочей группы при ГД РФ по имущественным налогам, которое прошло 3.04.19 в Парламентской газете.

Представители бизнес-сообщества напомнили участникам, что раньше  ставка  имущественного налога составляла  2,2% от  инвентаризационной стоимости  объекта.

Возникала правовая коллизия - стоимость новых объектов недвижимости  была в десятки раз  больше, чем инвентаризационная стоимость старых объектов.

 Чтобы устранить эту несправедливость, было принято решение исчислять величину имущественного налога с кадастровой стоимости объекта, максимально приближенной к рыночной. Предполагалось, что кадастровая стоимость серьезно повысится,  а ставка налога  уменьшится.

Что же получилось на деле? База налога,  как и обещали, выросла на порядок, а вот другое обещание не выполнили: вместо  ставки 0,2%-0,3% имеем ставку в 1,5%-2%. Таким образом нагрузка по налогу на  коммерческую недвижимость выросла в 5-10 раз.

Но и это не все.  Для малого бизнеса, применяющего упрощённую систему налогообложения, налог на недвижимость до 2014 года включался в ставку единого налога. С 2015 года он уплачивается дополнительно к единому налогу -  это увеличило  для таких предприятий   налоговую нагрузку в три  раза.

Уровень налогообложения активов   существенно влияет на рентабельность  бизнеса:

увеличение всего на 0,1% ставки налога на  имущество приводит к росту стоимости  налога на 1%. Для небольших компаний  это существенные суммы, от которых нередко зависит их дальнейшее существование на рынке. 

 Снижение экономической активности в целом,   привело к сокращению заполняемости помещений на рынке аренды коммерческой недвижимости. Наряду с ростом стоимости эксплуатации и повышением платы за коммунальные услуги,  значительно снижает рентабельность арендного бизнеса. А это в свою очередь приводит к   оттоку инвесторов из России.

Рост  налоговой нагрузки вопреки тому, что говорят чиновники, идет в стране постоянно. И положение с имущественными налогами лишь отражает общую тенденцию. В этой связи,   Председатель Международного Клуба инвесторов «ИНТЕГРАЦИЯ» Ирина Радченко не без грусти замечает, что общее настроение  отечественного бизнеса  довольно пессимистичное. Многие зарубежные  компании  сворачивают свой бизнес в России, что приводит к сокращению рабочих мест и падению общих доходов граждан.

В таких условиях  крайне не дальновидно со стороны местных органов власти  увеличивать налоговую нагрузку для предпринимателей, вводя максимальную ставку для имущественных налогов  в 2%  от кадастровой стоимости объектов.

 Возможно, чиновники еще   не до конца осознают, что  рубят сук, на котором  сидят. Увеличив  краткосрочные поступления  бюджет за счет максимальной ставки, они потеряют в перспективе гораздо больше за счет сворачивания бизнеса в регионе.  Если сойдутся два вектора в одной точке: снижение доходов и рост налогов, то однажды это может привести к социальному взрыву.

Первый заместитель председателя комитета ГД по бюджету и налогам Сергей Катасонов внес законопроект, который предполагает снижение предельной ставки налогообложения для   коммерческих объектов  с 2% до 1,5% сроком на три года. Депутат аргументирует это предложение тем, что в переходный период, когда во многих регионах только создаются ГБУ, призванные  оценивать недвижимость для целей налогообложения, допускается много ошибок.

И второй аргумент также заслуживает уважения: во всем мире в период рецессии принято снижать налоги, чтобы поддержать бизнес. И вряд ли в России будут действовать законы экономики по- другому.  

Если законопроект о снижении предельной ставки будет принят, это до некоторой степени  поможет разредить возникшее напряжение.

Но остаются другие вопросы, которые так же ждут своего решения.

БЕЛЫЕ ПЯТНА РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ.

Согласно данным Директора Департамента недвижимости МЭРа Алексея Бутовецкого, сегодня насчитывается 25 млн  объектов, которые имеют  старые документы регистрации и  не дают сведений об  актуальных правообладателях, а значит их нет на учете в налоговой инспекции.

Получается очередная  несправедливость – в одном подъезде две квартиры: хозяин одной - со старым розовым свидетельством  о приватизации налог не платит, а тот, кто недавно купил  - свои обязательства исполнять обязан.

Поэтому муниципалитеты не дополучают немалые доходы, так как налоги с этой собственности не только не  уплачиваются, но даже налоговые уведомления не могут быть отправлены ее владельцам. 

Проект закона  МЭРа дает право муниципалитетам запрашивать разные органы власти, которые могут иметь информацию об этих объектах.

ЧЕМ НАЧИНЕНА КОРОБКА?

Когда отменяли налог на  движимое имущество организаций, то делали это в качестве компенсации за рост налогообложения на недвижимое имущество и для стимуляции модернизации производств.

 Но что произошло дальше? Налоговики стали признавать в качестве недвижимого  имущество,  вмонтированное в коробку здания  оборудование. И соответственно взимать с него налоги. Для налоговых органов так считать налоги проще, а вот бизнес считает себя обманутым.

ПЛАТИТЬ ИЛИ НЕ ПЛАТИТЬ? Вот в чем вопрос.

Алексей Каминский Президент Ассоциации, «СРО оценщиков «Экспертный совет» обратил внимание присутствующих еще на один вопрос: "Одной из заметных проблем является не урегулированность  вопроса учета НДС при определении кадастровой стоимости и при ее оспаривании.

Сейчас имеет место ситуация, когда кадастровая стоимость одинаковых объектов в соседних регионах может отличаться на 18% (с 2019 г на 20%)  только из-за различного учета НДС.  Решения Верховного Суда РФ на данную тему не только не отвечают на возникшие вопросы, но и порождают новые.

Налог не должен браться с другого налога, а значит – кадастровая стоимость, используемая в качестве базы налога на имущества, не должна включать НДС».

Кирилл Кулаков, Вице-президент Ассоциации «Объединение СРО оценщиков, поднял еще одну острую проблему: «Во многих регионах, например, в Москве невозможно оспорить кадастровую стоимость в досудебном порядке.

Также нет ясности в  вопросах о компенсации судебных расходов, которые понес налогоплательщик в процессе оспаривания КС. В одном регионе компенсируют издержки даже в случае превышения на 30 %, а в другом  - недостаточно расхождения между этими величинами в 2 и более раз».

Перечисленные проблемы требуют поддержки гражданского сообщества. Иначе можно будет столкнуться с ситуацией, когда имущественный налог в РФ  будет  исчисляться как транспортный – без всяких прав на оспаривание.


Источник



Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: