МЕЖДУ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ

12 Октября 2020

Многочисленные дискуссии по поводу так называемой второй волны закончились самым тривиальным образом – чиновник областной администрации заявил в беседе с журналистами, что она (волна) уже есть, и этого оказалось вполне достаточно.

Новый сезон коронакризиса в Томской области вступает в стадию принятия ключевых решений о степени жесткости карантинных мер. Статистика – даже на уровне Сибирского федерального округа – выглядит не самым лучшим образом, поэтому риск «словить» позабытые было ограничения вполне осязаем и крепнет буквально с каждым днем.

О весьма актуальном опыте прохождения через первую волну в ходе общения за виртуальным круглым столом рассказали представители различных сфер деятельности и отраслей томской экономики.

Дмитрий Хлопцов, директор Бюро оценки «ТОККО», доктор экономических наук, завкафедрой экономики ТГУ

https://www.youtube.com/watch?v=0L308SkPE5A&feature=youtu.be

– Обычно в ходе подобных мероприятий я рассказываю о происходящем на рынке недвижимости, то есть выступать на тему рынка оценки мне еще не приходилось. Между тем, он имеет выраженную специфику, выпукло проявившуюся в последние годы.

Значение этого рынка заключается еще и в том, что оценщики занимаются самыми разными активами, соответственно оценка востребована в различных отраслях – в том числе и в сфере недвижимости. За 2019 год прирост рынка оценки составил 14%, а его объем достиг 8 млрд рублей. И это только по 200 крупнейшим компаниям, если объединить всех участников рынка, то речь будет идти о сумме, превышающей 10 млрд рублей. Это те деньги, которые население и хозяйствующие субъекты заплатили за услуги оценки в прошлом году, при этом в первом полугодии 2020-го падение суммарного объема выручки составило 15%.

Чаще всего – как в 2019-м, так и сейчас – оценке подвергаются проблемные активы. Как правило, это активы, составляющие проблему для банков, арбитражных и финансовых управляющих.

Еще одним проблемным местом является оптимизация налогов, в том числе речь идет о государственной кадастровой оценке. Все мы вовлечены в имущественное налогообложение, и потому прекрасно понимаем, что сейчас у нас есть возможность уточнить размер этих налогов. И вот по этому направлению рынок в последние годы достаточно активно растет. Кроме того активно растет оценка нематериальных активов: университетских, IT-компаний, крупных корпораций. То есть бизнес все отчетливее понимает значение этих активов и стремится поставить их на баланс.

Если говорить о Томске, то здесь рынки недвижимости и оценки связаны достаточно сильно, и я, выступая на подобных мероприятиях, всегда соединяю эти два аспекта. Сейчас я могу лишь подтвердить то, что в период всеобщего спада, пришедшегося на апрель-май, на рынке недвижимости произошел всплеск.

Традиционно на весну приходится увеличение спроса на землю, дачные участки и отдельные дома – так вот, в нынешнем году с этим сезонным фактором совпала потребность в самоизоляции. То есть весь март люди слушали рекомендации по поводу того, что им следует каким-то образом закрыть себя в замкнутом пространстве и начать работать удаленно. В итоге к ним пришло понимание, что лучше всего это делать за городом, соответственно в апреле стоимость загородных домов заметно выросла. В моменте рост цен доходил до 15% и за один дом боролись чуть ли не в аукционном режиме сразу несколько покупателей.

Рост спроса на жилье продолжился в июне и июле – по нашим данным за первое полугодие усредненные цены выросли на 9-11% к показателям 2019 года. Что, в свою очередь, значительно превышает как фактическую инфляцию, так и инфляционные ожидания.

В августе рынок остановился. Сейчас многие готовы к тому, чтобы вернуть ему былую активность, однако мы понимаем следующее – те деньги, которые люди были готовы потратить весной (а тогда было четкое понимание, что их нужно потратить), уже освоены. Новые доходы у людей по известным причинам не появляются, да и старые источники не дают прироста. Инвестиционная активность также на спаде, мы видим это и по рынку оценки. То есть мероприятия в сфере оценки инвестпроектов, а также анализ и консалтинг в сфере недвижимости попросту заморожены с середины августа и на перспективу осеннего периода.

Можно сказать, что застройщики в данной ситуации мечутся из стороны в сторону. С одной стороны, у людей есть спрос и они вроде бы готовы покупать жилье. С другой, планируя закладку нового дома, застройщик понимает, что через два или два с половиной месяца этого спроса может и не быть. Деньги дольщиков ему фактически недоступны, а банки относятся к нему несколько скептически – все-таки сейчас это рисковый тип инвестиций. Поэтому так или иначе в ближайшие полгода все это приведет к сокращению предложения.

Что же касается рисков, то, во-первых, мы (как в сфере недвижимости, так и в оценке) всегда с осторожностью работали с государственными органами. Дело в том, что государство хочет одного, зачастую (к большому сожалению) делает другое, а в голове при этом имеет третье. И по факту случается так, что очень серьезные активы в последнее время меняют собственника через судебные органы – то есть процесс смены владельца осуществляется не на добровольных началах. Это вносит определенные риски, да и вообще, в настоящее время смена собственника не является признаком развития. И пока ситуация не будет до конца определена, мы не сможем сказать, что эти риски ушли в прошлое.

Во-вторых, мы четко понимаем риски ужесточения законодательства. К примеру, полная имущественная ответственность и требование сдавать квалификационные экзамены чаще, чем это принято у хирургов, привели к тому, что профессия оценщика считается вредной для них самих. Молодежь сюда точно не идет, а многие оценщики уходят в другие сферы деятельности. Больше того, в нынешнем году (и это произошло впервые) уже семь оценщиков сели в тюрьму по обвинениям в сговоре с государственной властью. Их попросили оценить подороже или подешевле, а затем выяснилось, что те же мэры использовали оценщиков для своих серых схем.

Ну и в третьих, мы видим рост проблемной задолженности в банках, причем, на мой взгляд, она будет расти и дальше. В результате банки будут вынуждены реализовывать эту задолженность по сниженным ценам, то есть на рынке вполне возможен определенный спад цен.

Кроме того, цены могут снизиться потому, что у людей снижаются как доходы, так и отложенный спрос, который они в основном реализовали весной. Сейчас население находится в состоянии выжидания – что будет со второй волной, а также с инвестпроектами, которых и без того было мало.

Всеволод Мороцкий, технический директор компании Sibedge

– Я расскажу о некоторых моментах, которые мы наблюдаем в индустрии, начиная с марта. Ну а так как мы работаем в основном на зарубежные рынки, то и новые реалии заметили еще до их проявления в России.

Например, уже 9 марта несколько наших калифорнийских заказчиков (а это достаточно крупные компании) в массовом порядке перешли на удаленную работу – в России тогда еще отмечали Международный женский день. Признаться, мы не придали этому должного значения, но уже через неделю также массово перешли на новый формат работы.

В то время многие сотрудники находились в зарубежных командировках, поэтому случилось так, что некоторые из них остались в других странах. В частности, один инженер оказался в Калифорнии и обратно мы смогли привезти его только июньским репатриационным рейсом. То есть вместо одного месяца он пробыл там все три.

Первая проблема, которую мы ощутили довольно резко, заключалась в том, что пошла волна неплатежеспособности клиентов. То есть деньги у людей были, однако многие из них пережили август 1998-го, кризис доткомов 2000 года, все хорошо помнят 2008 и 2014 годы. Поэтому в этом плане они были очень осторожны и руководствовались взвешенными стратегиями. Все понимали, что сейчас будет волна неплатежей, контрагенты в цепочках начнут задерживать оплату, при этом те, у кого был какой-то кэш и резервы, оказались в лучших условиях и смогли поддерживать операционный бизнес.

В апреле действительно был небольшой и страшный с точки зрения паники период. То есть вот мы беседуем с партнерами и одновременно смотрим на фондовый рынок Штатов – а там наглядная картина, когда онлайн-компании вроде DigitalOcean blen резко вверх (их капитализация прибавляет 155%), при этом другие компании – тоже как бы информационные – наоборот идут вниз, например, известный сервис по онлайн-аренде жилья Airbnb в моменте терял 38%. Маркет проседал на 300-400 млн долларов в день, это было непонятно и в итоге все напряглись.

Во-вторых, мы ожидали того, что многие контрагенты будут просить об отсрочке платежей или о скидках – на дворе новая реальность, ни у кого нет денег, при этом никто не хочет нарушать производственные цепочки, у всех свои дедлайны и так далее. Получилось несколько иначе – всего два заказчика из более чем тридцати попросили о некоторой отсрочке платежей и небольшом дискаунте в размере 5-10%. На что мы в итоге с радостью согласились, потому как действительно переживаем за бизнес наших контрагентов.

В третьих, речь идет о работе в условиях новой реальности. На самом деле я считаю, что произошедшее в этом году позволит всем нам поменять алгоритмы мышления – не только в части ведения бизнеса, но и жизни в целом. Потому что те правила, которые работали раньше, уже очевидно не работают.

Поскольку у нас действуют пять офисов на трех континентах, удаленный формат работы не стал для компании чем-то новом, мы это умеем. У нас настроена вся необходимая инфраструктура, включая VPN-доступ в локальную корпоративную сеть, работают различные онлайн-сервисы, сведен к минимуму бумажный документооборот. Но даже в контексте этого мы столкнулись с проблемой психологического выгорания людей – когда люди работают из дома в разных часовых поясах, то граница между личной жизнью и работой зачастую начинает размываться. Это было заметно по конфликтам и стрессам, мы обнаружили проблему и в качестве выхода рассмотрели возможность подключения корпоративного психолога к работе внутри команды. В дальнейшем компания будет развивать эту практику, на мой взгляд она крайне полезна.

Еще одно ожидание, которое не оправдалось, касалось ситуации на рынке труда. Было логично предположить, что в условиях пикирования некоторых компаний на рынке одномоментно окажется большое количество высококвалифицированных специалистов. И мы были готовы к массовому рекрутингу.

Этого не произошло – хороших специалистов на рынке по-прежнему мало и стоят они все так же дорого. Более того, мы заметили такую тенденцию, что некоторые инженеры (в частности, программисты) уходили в какие-то достаточно мутные стартапы на х2 или х3 в части зарплаты, рисковали, но при этом им было интересно. Казалось бы, в непростые времена нужно держаться центра силы больших компаний с сильных плечом – но люди поступили иначе.

Сергей Кухальский, директор транспортной компании, председатель томского регионального отделения «Опоры России»

– В нашей стране ничто так не постоянно, как периодические кризисы, возникающие по самым разным причинам. Мой бизнес переживает уже третий по счету кризис, и именно этот, на удивление, не застал меня врасплох – компания продолжала работать в самый разгар ограничительных мер.

Когда мир встал на паузу – а это было как раз-таки весной – у меня заканчивались зимние работы с нефтегазовым комплексом. То есть месячная пауза, в рамках которой мы переходим с зимы на лето, пришлась именно на начало пандемии. Мы ее использовали для восстановления ресурсов и переориентации техники на летние виды работ, а потому достаточно незаметно для себя вошли в новую реальность. Кроме того, отрасль попала в список пострадавших, поэтому мы воспользовались практически всеми предложенными мерами господдержки. Это и беспроцентные кредиты на выплату зарплаты, и субсидии, которые на самом деле очень помогли.

В итоге весенняя пауза дала возможность не спеша оценить сильные и слабые стороны бизнеса, мобилизовать имеющиеся ресурсы, что-то добавить и от чего-то отказаться. Как результат – за полгода компания выросла на 10% (и по технике, и по количеству сотрудников, и по обороту). То есть кризис – как бы он ни вытряхивал из зоны комфорта – для меня остается некоей точкой роста. Он происходит регулярно, и я всегда стараюсь использовать его с максимальным эффектом для компании. Самое главное здесь – не поддаваться панике, не бежать за другими и не поглощать негатив, который может блокировать позитивное мышление.

Компания работает в секторе B2B и специализируется на обслуживании разных отраслей – это нефтегазовый комплекс, строительные и ресурсоснабжающие компании, муниципалитеты и так далее. Такая корзина позволяет сохранять устойчивость: если в каком-то сегменте происходит спад, мы концентрируемся на работе с другими отраслями.

Сейчас, к примеру, падение отмечается в нефтегазовом секторе. В результате часть нашей техники осталась не месторождениях, и она не работает, потому что сами месторождения закрыты. На все еще работающие объекты наши сотрудники доставляются через обсервацию, и это тоже определенные затраты – человек какое-то время получает зарплату, не работая, плюс сама обсервация стоит денег.

Что касается коммунального хозяйства, то здесь наоборот наблюдается подъем и объемы работ растут. Строительный сектор достаточно хорошо пользуется нашими услугами, то есть строительство в области все-таки идет. У тех, кто занимается автобусными перевозками (в частности, по Томску), также была пауза, однако сейчас спрос на их услуги весьма стабилен.

Больше других в транспортной отрасли, по моим ощущениям, страдают те, кто был узко заточен на работу с нефтегазовым комплексом. Нефтяники резко сократили свои потребности в транспортных услугах, и тенденция эта продолжает сохранять актуальность – компании замораживают месторождения и отказываются даже от действующих двух, трех и пятилетних контрактов.

Если же говорить о малом бизнесе в целом, то здесь все зависит от конкретики. Все-таки малый бизнес это многоликая история. Я наблюдаю это и в рамках «Опоры России» – мы регулярно собираемся и выстраиваем взаимодействие внутри предпринимательского сообщества, с предпринимателями из других регионов, с органами власти и так далее. И на этом уровне заметны самые разные истории – от полного банкротства до колоссального роста, каждый по-своему входит в этот кризис и по-разному в нем ориентируется.

Еще один немаловажный момент заключается в том, что в кризис стала более востребованной такая «валюта» как доверие. Это и доверие к органам власти, с которыми мы сейчас очень плотно взаимодействуем, и доверие внутри предпринимательской среды, когда мы не соперничаем, а стараемся объединиться, предложить какие-то изменения и поучаствовать в их внедрении.

Источник


Региональное отделение:  Томское региональное сообщество

Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: