Ставки накануне поправки

16 Мая 2013

Минфин подготовил документ, в котором определил основные направления налоговой политики на следующий год и на период 2015 - 2016 годов.
Некоторые аналитики считают, что в нем нет никаких сенсационных нововведений. И вообще нет нововведений, кроме значительно возрастающего с 2014 года налога на имущество физических лиц. Мы постепенно начнем платить за квартиры и дома не по инвентаризационной, а по кадастровой стоимости.
Государству нужны деньги на реализацию социальных (и прочих) проектов, нужны вливания в бюджет. А потому без введения массы новых налогов все же предполагается увеличить налоговые поступления за счет определенного повышения ставок уже имеющихся налогов и за счет расширения круга налогоплательщиков, изменив прежние расчеты.
- Пока сложно говорить о проблеме, потому что неясно, насколько планируется повысить ставки уже существующих налогов, - рассказал корреспонденту "МП" директор Института социальной политики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Сергей Смирнов. - Однако здесь надо исходить из реальных доходов населения, нельзя слишком завышать планку, если заработная плата работника составляет, например, 26 тысяч рублей. В такой ситуации и меры социальной защиты станут неэффективными: если 50 процентов населения будут платить налоги по льготным ставкам, то налоговая система просто перестанет работать.
Сегодня наиболее понятна ситуация с налогом на имущество физических лиц. Хотя странно: почему он с нового года коснется именно отдельно взятого гражданина, а юридические лица станут платить налог уже по кадастровой стоимости только в 2018 году? Вопрос. И он не единственный.
Радости у налогоплательщика мало, ведь придется платить за частную собственность не символическую сумму, а весомый налог с рыночной стоимости объекта. Но есть еще один повод для головной боли. Предполагается, что оценивать кадастровую стоимость будут некие оценочные компании. А мы, собственники, должны следить за ценами на рынке недвижимости, чтобы находиться в теме: не завышают ли эти оценочные компании реальную стоимость моей частной собственности. Если завышают - надо бежать в суд. И вот это трудно себе представить. Неоднократно подчеркивала: судиться для обывателя - дело не всегда легкое. Ведь от юридических лиц в суд ходят профессиональные юристы в рабочее время, а отдельно взятый и не очень юридически грамотный гражданин должен заниматься этим в свободное от работы время. Можно себе представить эту тяжбу с налоговиками и оценочной компанией по поводу завышенного налога на имущество.
- Думаю, здесь действительно могут появиться сложности, - комментирует Сергей Смирнов. - Скорее всего выбирать оценочную компанию будут власти на местах, а власти заинтересованы в более высокой оценке рыночной недвижимости, потому что это увеличивает налоговые поступления. Думаю, для более точной и справедливой оценки можно использовать утвержденную максимальную стоимость ипотечного жилья для субъектов Федерации. Конечно, придется учитывать определенные параметры - когда построен дом, в каком районе он находится, какие у него перекрытия, насколько близко расположены транспортные артерии, какова экологическая ситуация. С учетом этого можно разработать федеральную методику и применять ее для оценки рыночной стоимости объекта.
Предполагается, что размер ставки для квартир и жилых домов составит 0,1 процента, если объект стоит до 300 миллионов рублей. То, что выше, может обойтись в 1 процент налогов. Не слишком ли высока планка? Ведь даже в крупных городах России, в той же Москве, не у каждого частного лица найдется в собственности имущества на такую сумму. Хотя эксперты предупреждают: здесь тоже надо быть осторожными, вдруг это имущество принадлежит многодетной семье, которой город взял, да и подарил от своих щедрот удобный особнячок в экологически чистом районе? Стоит ли такую семью прибирать к ногтю повышенными налоговыми ставками за пользование роскошью?
Вопрос с налогами коснется, скорее всего, и вкладов населения в банках.
Сегодня для расчета налогооблагаемых процентов применяется такая формула, которая не дает возможности собирать налоги с большинства вкладчиков.
Однако аналитики отмечают: власти продумывают схему, официально снижающую планку облагаемого дохода по вкладам, и если Центральный банк снизит ставки рефинансирования, то платить налог придется очень многим.
- На мой взгляд, в случае с вкладами граждан все должно быть предельно ясным, потому что обязано привязываться к макро-экономическим показателям, - считает Сергей Смирнов.
В любом случае в течение ближайших нескольких лет страна получит увеличение налогооблагаемой базы, а население - дополнительные расходы.
Не многовато ли отстегиваем? Некоторые граждане, например, уверены, что каждый человек в стране платит сегодня вовсе не 13 процентов налогов, а гораздо больше. То такой налог подай, то эдакий.
Ты сам платишь 13 процентов с подоходного налога. Работодатель отдает государству налоговые проценты с фонда заработной платы, в том числе и с твоей там составляющей. Потом ты заплатишь налог на имущество. Если это квартира, которая не приносит тебе дохода, потому что ты ее не сдаешь, а в ней живешь, смело плюсуй убыток к 13 процентам налога с зарплаты.
Некоторые предприятия и организации вообще говорят о 70 процентах налогового обложения. Многие руководители и владельцы компаний с ужасом думают о грядущих временах, когда налог на имущество юридических лиц тоже станет исчисляться по кадастровой стоимости. Траты возрастут резко и намного. Не потому ли многие предприниматели ищут пристанище своим деньгам в очередном "налоговом рае"?
С другой стороны: налоги нужны на решение социальных проблем государства. Многие страны облагают своих граждан - юридических и физических лиц - довольно большими поборами.
Вот только в цивилизованных странах налоговая система более прозрачна, а налогоплательщик, как и собственник имущества, - человек уважаемый.
Заставь, например, в Европе владельца частного дома переехать в другое место только потому, что городские власти решили построить в этой точке дорожную развязку или микрорайон!.. А у нас это если и не запросто, то вполне решаемо за счет административного ресурса. Может, потому и налогоплательщики наши постоянно жалуются? Ну, не чувствуют они себя партнерами государства. В лучшем случае - подданными. А кто виноват?
Надо исходить из реальных доходов населения, нельзя слишком завышать планку, если заработная плата работника составляет, например, 26 тысяч рублей. В такой ситуации и меры социальной защиты станут неэффективными. 



Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: