Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «Гражданско-правовое регулирование использования инновационных цифровых продуктов»

30 Сентября 2024

Круглый стол Совет Федерации.jpg

26 сентября 2024 года Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова провела круглый стол на тему «Гражданско-правовое регулирование использования инновационных цифровых продуктов».

Сенатор напомнила, что цифровые продукты можно условно разделить на цифровые товары и цифровые услуги. Она отметила сложность определения четких границу между ними. В качестве примера Ирина Рукавишникова привела онлайн-курсы по обучению программированию. Вместе с тем у них есть общие черты: они оба являются продуктами цифровой экономики и могут быть приобретены через интернет.
По ее словам, к инновационным цифровым продуктам можно отнести технологии искусственного интеллекта, интернета вещей, блокчейна, виртуальной и дополненной реальности. При этом производство и распространение цифровых продуктов происходит на основе использования интеллектуальной собственности. «Особенность цифровых продуктов заключается в том, что они легко масштабируются, что означает простоту копирования, в том числе незаконного».
Новшеством для отечественного законодательства стало принятие закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций», впервые закрепившего законодательные основы введения и реализации специализированного (экспериментального) режима для тестирования, апробации новых технологий и цифровых продуктов.


Рукавишникова И.В..jpg

Ирина Рукавишникова считает определяющим документом развития законодательства в сфере интеллектуальной собственности «дорожную карту» реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» «Интеллектуальная собственность».
Кроме того, сформулирована цель государственной политики в этой сфере — повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации и обеспечение роста ВВП, национальной безопасности, технологической независимости в важных для государства и общества сферах путем развития сферы интеллектуальной собственности.
Ирина Рукавишникова напомнила о работе по созданию Цифрового кодекса Российской Федерации, главной задачей которого станет унификация регуляторной деятельности в сфере ИТ и телекоммуникаций, модернизация законодательства и унификация правовых норм. «Кодекс также должен установить единый для отрасли понятийный аппарат, который сейчас представлен в многочисленных нормативных правовых актах».
«Для защиты интеллектуальной собственности применяются как методы технической защиты — защита от копирования, шифрования, цифровых подписей, так и меры правового характера. В отношении авторских прав такая защита устанавливается непосредственно после создания объекта. Для патентных прав охрана осуществляется по факту регистрации объекта и внесения сведений о правообладателе в реестр», — отметила она.
Среди проблемных тем Ирина Рукавишникова обозначила трудности в определении правообладателя, различные способы обхода технических средств защиты. По ее мнению, необходима разработка новых методов и механизмов охраны прав интеллектуальной собственности в цифровой среде. «Важно при этом обеспечить баланс между защитой прав разработчиков и пользователей, а также эффективное регулирование использования инновационных цифровых продуктов».
Сенатор подчеркнула, что в Совете Федерации теме защиты интеллектуальной собственности уделяется значительное внимание. «При Председателе СФ Валентине Матвиенко действует Совет по вопросам интеллектуальной собственности, который стал значимой дискуссионной площадкой для обсуждения ключевых законопроектов в данной сфере».
Ирина Рукавишникова акцентировала внимание также на том, что возникают сложности оценки цифровых продуктов и определения их стоимости. «Это связано с тем, что цифровые продукты не имеют физической формы и могут быть легко скопированы и распространены. Кроме того, стоимость цифрового продукта может зависеть от его качества, функциональности, популярности и других факторов, которые трудно оценить количественно», — пояснила она.
В дискуссии участвовали член Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Вадим Деньгин, представители федеральных и региональных органов власти, научного сообщества и общественных организаций.

Мамаджанов Х.А..jpg

На круглом столе выступил член Совета РОО, профессор РГАИС Мамаджанов Хамид Абиджанович с докладом «Проблемные вопросы оценки стоимости прав ИС и подготовки специалистов по экономике Интеллектуальной собственности». Как отмечено в выступлении, из использованных в 2022 году 270 тыс. передовых производственных технологий только 7,7% вовлечены в экономический оборот в течение одного года. Для внедрения более 22% передовых технологий требуется время до 3-х лет. Особо хочется подчеркнуть, что только 1,9 % (8 998) технологий имеют запатентованное изобретение. В то же время, на конец 2022 года действовало 259 020 патентов на изобретения, зарегистрировано 3059 распоряжений по договору, использовано патентообладателями 20 667 изобретений.  Все это свидетельствуют о том, что разработчики передовых технологий нуждаются в квалифицированных консультантах по вопросам правовой охраны и коммерциализации их разработок!
По данным Роспатента к концу 2023 года в нашей стране действовали 250 066 патентов на изобретения, 39 620 патентов на полезные модели, 45 487 патентов на промышленные образцы. Из них всего лишь 20 677 (8,27%) изобретений, 6 542 полезных моделей (16,51%), 3 712 (8.16%) промышленных образцов используются патентообладателями в своей хозяйственной деятельности. За последние 5 лет  (2019-2023гг.) Роспатентом зарегистрированы 112 595 программ для ЭВМ, 17 682 баз данных, 1209 топологий интегральных микросхем. Вовлеченность в экономический оборот составляет 90,1% по программам для ЭВМ, 88,5% по базам данных. Низкая активность вовлечения охраняемых результатов интеллектуальной деятельности свидетельствует о том, что патентообладатели нуждаются в квалифицированных нормативно-методических механизмах коммерциализации, оценки, управления и защиты их интеллектуальных прав, включая прозрачные условия финансирования и кредитования под залог их ИС.
По данным RAEX, доля рынка оценки интеллектуальной собственности (ИС) и нематериальных активов (НМА) в 2023 году (включая их оценки в рамках оценки бизнеса) составляет 48%.  71 участниками рэнкинга составлено 1972 отчета об оценке ИС и НМА.
Несмотря на наличие специального Федерального стандарта оценки по ИС и НМА периодически возникают вопросы о проблемах корректной оценки стоимости прав ИС. Об этом акцентировали внимание ряд выступивших на круглом столе. Отмечено, что Роспатентом разрабатываются методические рекомендации, Федеральным методико-биологическим агентством России инициирована разработка специальных методических рекомендаций по оценке стоимости прав на результаты интеллектуальной деятельности в медико-биологической сфере, полученные по государственному заказу. Периодически возникают вопросы стоимости прав на созданные РИД для дальнейшего бухгалтерского и налогового учета, коммерциализации и эффективного управления интеллектуальными правами в отрасли, включая выплаты авторских вознаграждений за создание и использование охраняемых РИД. 
По мнению выступившего, неудовлетворённость потребителей услуг оценки ИС связана с дефектами введенного в марте 2023 года ФСО XI. После принятия ФСО №11 в 2015 году оценка стоимости НМА и ИС стала более упорядоченной. Значительно повысилась надежность и качество выполняемых оценок. Необходимо было развивать и наращивать положительные тенденции стандартизации оценки, адекватно реагируя на современные вызовы и возрастающую роль ИС и НМА на текущем этапе технологического развития России. Вместо сохранения достигнутых положительных тенденций стандартизации оценки НМА и ИС, предложена новая редакция ФСО XI, значительно усеченная, полная противоречивыми нормами, и в конечном итоге негативно влияющая на достоверность и надежность оценки НМА функционирующего бизнеса. В результате продолжается недооценнность отечественных инновационных предприятий, реально конкурирующих с зарубежными компаниями, не говоря о корректной оценке стоимости прав ИС для целей залога. Как отметил докладчик, в ФСО XI «пропало» определение понятия «нематериальные активы»! Вся оценка сводится к оценке только тех объектов, которые перечислены в ст.1225 ГК РФ (закрытый перечень 17 РИД и СИ) и отнесены к НМА, которые учтены на балансе предприятия.  А это не всегда верно и приведет к ошибочным результатам идентификации и оценки НМА, а также к некорректной оценке бизнеса! Не подпадают под действие ФСО XI, которые как минимум могли бы быть приравнены к результатам интеллектуальной деятельности:
·     бизнесобразующие технологии (генерирующие единицы);
·     имена доменов, сайты, искусственный интеллект, большие данные, биопечать, квантовые вычисления, не идентифицируемые как программы для ЭВМ или базы данных;
·     цифровые права (виртуальные (цифровые) объекты (продукты), цифровые произведения и другие прочие цифровые активы);
·     заголовки СМИ;
·     контрактные права и неконтрактные взаимоотношения;
·     права и привилегии, не относящиеся к интеллектуальным правам;
·     лояльность клиентов;
·     персонал (человеческий капитал, собранная рабочая сила);
·     гудвилл (деловая репутация);
и др.

Не нашли отражения в ФСО XI так необходимые для корректной оценки стоимости прав ИС и НМА:
·     современные методы стоимостных измерений НМА (включая оценки коммерческого потенциала ИС) как модель реальных опционов, регрессионные модели и т.п., которые не вполне вписываются в рамки одного из подходов к оценке;
·     анализ чувствительности полученного результата оценки стоимости НМА (ИС) с целью вынесения разумно согласованного суждения об итоговой стоимости НМА и возможной погрешности полученного результата;
·     вопросы корректного определения размеру убытков или компенсации в процессе досудебной и судебной защиты интеллектуальных прав.

Докладчик считает целесообразным обновить ФСО XI или разработать новый ФСО по оценке креативных (творческих) продуктов в связи с принятием Федерального закона от 8 августа 2024 г. N 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации», который учитывал бы перечисленные выше объекты.
Не менее важная составляющая эффективной охраны и вовлечения в экономический оборот интеллектуальной собственности – профессионально подготовленные кадры сферы ИС. Если передовые технологии и другие объекты ИС являются двигатель современной инновационной экономики, то человеческий капитал является ее топливом! Успех технического прогресса и структурных трансформаций экономик, обеспечение технологического суверенитета России безусловно зависит от развития человеческого капитала. По данным зарубежных исследований в различных странах от 20% до 50% доходы приходится на человеческий капитал. Далее докладчик остановился о проблемах выплаты вознаграждений служебным РИД. Правила выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы (утв. постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 № 1848) нуждается в редакции в части:
·     вознаграждение за использование работодателем служебного изобретения (полезной модели, промышленного образца) [Возникают проблемы: вознаграждение за каждое использование или за весь объем использования в течение года? Целесообразно размер вознаграждения исчислять исходя из полученного работодателем дохода от использования РИД];
·     расширения перечня служебных РИД, по которым выплачивается вознаграждение (ноу-хау, программы для ЭВМ, базы данных, ТИМС, иных не традиционных РИД в смысле положений ст.1225 ГК РФ);
·     включения механизмов стимулирования лиц, содействующих внедрению (использованию служебных РИД с получением реального дохода), четко идентифицировав таких лиц, включая размер, условия и сроки выплаты им стимулирующих вознаграждений.

Как показывает опыт автора по реализации положений Федерального закона № 149ФЗ от 28.08.2022, инициатива, предложенная Правительством по росту капитализации отечественных компаний за счет РИД сталкивается жестким сопротивлением со стороны бухгалтерской службы предприятий. Статус главного бухгалтера и его необоснованные аргументы на счет списанных затрат на создание таких РИД убивает инициативу работников предприятия по проведению инвентаризации интеллектуальных прав на предприятии, с последующим выявлением не учтенных на балансе РИД и принятием их в состав НМА по их рыночной стоимости. В этом плане докладчик считает необходимым повышение статуса специалиста по ИС и НМА на предприятиях.
Добиваться повышения правовой грамотности первых лиц (руководителей) в вопросах инновационного развития и эффективного управления интеллектуальными активами, руководимыми ими предприятий (региона, отрасли) возможно:
·     при наличии у них Советника по вопросам ИС и трансфера технологий в ранге заместителя (со статусом не ниже финансового директора);
·     при разработке и реализации Профессионального стандарта «Советник руководителя по вопросам ИС и трансфера технологий», регламентирующего функции такого специалиста на базе соответствующих знаний, навыков, умений и практики эффективного управления креативной индустрией и интеллектуальными активами предприятия (региона, отрасли), включая ежегодный мониторинг доходов и доходности НМА и устойчивого роста стоимости компании за счет НМА;
·     при профессиональной подготовке таких специалистов в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров.
Именно Советники руководителя по ИС, которые по статусу должны быть не ниже статуса главного бухгалтера, способны вписать экономику ИС в общую экономику предприятия. А это в свою очередь несомненно отразиться в росте экономики отрасли, региона и страны!

Участники встречи затронули и другие вопросы, касающиеся авторства объектов созданных с помощью автоматизированных систем, правовой охраны технических решений в сфере IT, правового обеспечения интеллектуальной собственности программных продуктов. Кроме того, в ходе круглого стола обсуждались проблемы оценки интеллектуальной собственности, право генерировать контент и право на сгенерированный контент в зарубежных странах, перспективы такого регулирования в России, а также создание федеральных сервисов мониторинга ИИ в сфере образования.
В дискуссии участвовали член Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Вадим Деньгин, представители федеральных и региональных органов власти, научного сообщества и общественных организаций.

Ссылка на сайт Совета Федерации



Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: