Государство поможет малому бизнесу с имуществом

22 Июля 2013

Представителям малого и среднего бизнеса облегчили процедуру приобретения в собственность арендованного ими регионального и муниципального имущества. Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 02.07.2013 № 144-ФЗ в следующие нормативно-правовые акты:

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Также законом 144-ФЗ признаны утратившими силу такие нормативные документы, как Федеральные законы от 08.11.2008 № 195-ФЗ, от 17.07.2009 № 173-ФЗ и от 17.07.2009 № 149-ФЗ.

Внесенные изменения позволит государству оказать реальную помощь малым и средним предпринимателям. Теперь для них снято ограничение на заключение договоров аренды без проведения торгов в отношении государственного или муниципального имущества (напомним, что до поправок такое право распространялось лишь в отношении имущества, находящегося в аренде по договорам, заключенным до 1 июля 2008 года).

Важным, на наш взгляд, новшеством является и расширение перечня инфраструктурных объектов, используемых в целях оказания поддержки бизнесу, которое произойдет с июля следующего года. В этот перечень войдут следующие объекты: промышленные, индустриальные и агропромышленные парки; центры коммерциализации технологий; центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию; инжиниринговые центры; центры прототипирования и промышленного дизайна; центры трансфера технологий; центры кластерного развития; государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности.

Кроме этого, изменениям подверглись правила преимущественного выкупа объектов аренды, а также ограничения максимального размера арендуемых помещений, подлежащих выкупу. При этом, предпринимателям, которым ранее отказали в выкупе арендуемых ими помещений по причинам указанного ограничения по площади, предоставлена возможность повторного обращения с заявление о выкупе в связи с новыми обстоятельствами.

Обращаем внимание на важное обстоятельство для предпринимателей, не согласных с достоверностью величины рыночной стоимости объекта оценки, используемой для определения цены выкупаемого объекта – им теперь не надо бояться окончания 30-дневного срока, который дается на подписание соответствующего договора купли-продажи арендуемого имущества. Этот срок предусмотрен п. 4 ст. 4 Закона № 159-ФЗ, и по его истечении утрачивается право на преимущественное приобретение арендуемых объектов недвижимости. Благодаря внесенным 144-ФЗ изменениям, предприниматели, не согласные с достоверностью величины рыночной стоимости объекта оценки, используемой для определения цены выкупаемого объекта, вправе обжаловать в судебном порядке такую оценку. А поскольку судебные дела у нас имеют чрезвычайно длящийся по времени характер, то законодательно установлено, что на время проведения судебного процесса по обжалованию достоверности оценки, указанный 30-дневный срок приостанавливается до дня вступления в силу соответствующего решения суда. Также, внесенными 144-ФЗ изменениями установлен минимальный срок рассрочки оплаты стоимости имущества, который составляет 3 года.

Резюмируя сказанное, отметим, что внесенными изменениями субъектам малого и среднего предпринимательства расширены возможности по выкупу арендуемых ими помещений. Таким образом, государство оказывает, прежде всего, имущественную поддержку бизнесу. При этом нельзя забывать, что в настоящее время на рассмотрении Госдумы России поступил законопроект № 306970-6 о внесении изменений в главу 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ. В соответствии с ним предполагается использовать кадастровую стоимость объектов недвижимости при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций. А она, как известно, рассчитывается исходя из рыночной оценки недвижимости, и предполагает ее ежегодную корректировку. Это означает лишь одно – значительное повышение налога на имущество организаций. В обоснование сказанному укажем, что по данным ТПП кадастровая цена земельных участков значительно отличается от их рыночной стоимости, превышая ее в среднем в 18 раз!

Единственное что успокаивает в этом вопросе это то, что для российских организаций законопроект предусматривает переход на оценку налоговой базы исходя из кадастровой оценки объектов налогообложения лишь с 1 января 2020 года. Однако, в отношении имущества иностранных организаций законопроектом предусмотрен переход на новый порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций уже с 1 января 2014 г.


Источник



Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: