Суброгация: антисоциальный аспект страхования

10 Сентября 2013

Все страховщики пользуются правом суброгации на виновника, невзирая на социальные аспекты и негативный имидж, формирующийся вследствие такой политики. А за каско ответит виновник.


Фото: архив "Эксперта С-З"

Если в английском языке слово "insurance" (страхование) образовано от "sure" – "уверенность", то русское слово "страхование" зиждется на "страхе". Учитывая, что под прессинг страховой с требованием возместить ущерб может попасть даже ребенок и пенсионер, словообразование обретает дополнительный смысл.

В соответствии со ст. 965 ГК РФ страховщик, выплативший возмещение, приобретает в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Такой переход прав страхователя на возмещение ущерба к страховщику и называется суброгацией. Одно из основных отличий суброгации от регресса – исковой срок давности исчисляется с наступления страхового случая, тогда как при регрессе точка отсчета срока давности – момент исполнения страховщиком обязательств (то есть выплаты возмещения).

Суброгация – явление повсеместное, с 2011 года каждый страховщик в 100% случаев пользуется своим правом на возмещение убытков, невзирая на социальные и морально-этические факторы и суть страхового дела, когда рассчитывается статистически обоснованный тариф и за счет взносов клиентов по имущественному страхованию формируется фонд, который и тратится по покрытие убытков по страховым случаям.

Итак, в настоящее время лица, за последние три года причинившие по любой причине (включая неосторожность) вред застрахованному имуществу, в массовом порядке получают "письма счастья" из страховых компаний, где было застраховано поврежденное имущество. Крупнейшие и небедные страховщики не разбирают – пенсионер перед ними или ребенок, и выкатывают иски на десятки и сотни тысяч рублей. "Два года назад мой сын-подросток, катаясь на велосипеде по тротуару, врезался в выезжавшую из арки "Тойоту Лэнд Крузер", – рассказывает Иван Иванов (имя и фамилия по просьбе рассказчика изменены). – Сына с сотрясением мозга увезли в больницу. А машине он поцарапал дверь и повредил боковое зеркало. Более чем через год мы получили досудебную претензию от "Ренессанс Страхования" о выплате 72 тыс. рублей. "Тойота" была застрахована по каско, и страховая компания, выплатив возмещение, обратилась к причинителю ущерба – подростку. По итогам судебных разбирательств нас обязали выплатить эту очень существенную для семьи сумму. Не понимаю одного: зачем страховая собирает премии по каско, если потом перекладывает выплаты на простых людей, включая детей и стариков?". "С одной стороны, есть законное решение суда о взыскании ущерба, – прокомментировали ситуацию в "Ренессанс Страховании". – С другой – мы понимаем, что обстоятельства могут быть сложные и, если виновник ущерба находится в тяжелом материальном положении, мы можем пойти ему навстречу. Взыскание ущерба по суброгации по сути – защита интересов клиентов. Благодаря этому в конечном итоге страховка для них дешевле".

Ситуация абсолютно типична и не выходит из ряда вон: как говорится, "все страховщики делают это".

Два пишем, один в уме

По информации "Эксперт Северо-Запад", довольно часто виновники ущерба получают "письма счастья" спустя 1,5-2,5 года после аварии, когда они уже и думать о ней забыли (срок исковой давности по такого рода делам составляет 3 года с момента ДТП). Специализированные форумы полны историями о том, что страховщики никак не обосновывают сумму, которую предлагают возместить и в ряде случаев обнаруживается прямой подлог документов.

Генеральный директор оценочной компании "КИТ Оценка" Евгений Тюлькин говорит о многочисленных махинациях страховых компаний: "Не секрет, что выплата по имущественному страхованию часто не соответствует ожиданиям клиента, и он самостоятельно делает независимую оценку ущерба, представляя ее в страховую компанию. Страховщик же, выплатив по своему акту, в порядке суброгации предъявляет уже акт оценки, принесенный клиентом, с суммой значительно выше. Однако в большинстве случаев представляется даже не акт оценки, а некая более чем спорная калькуляция, несостоятельность которой грамотный оценщик без труда докажет в суде". По оценке эксперта, в 30-50% случаев страховщики пытаются завысить сумму требований к виновнику.

По оценкам самих страховщиков, суброгацию вообще можно предъявлять не более чем в 25% случаев: исключаются все страховые случаи по вине самого страхователя; по обоюдной вине; когда виновник не установлен; в случае с автокаско немалая доля выплат приходится не на ущерб, а на угоны; на выплату мелкого ущерба без справок из ГИБДД и так далее. "Говорить о якобы безубыточном страховании, основанном на аккумулировании страховых премий и перекладывании ответственности, вообще не приходится", – возмущаются участники страхового рынка.

Доля юриста

Учитывая относительную нецивилизованность страховой культуры у всех участников рынка, ввиду занижений страховых выплат и массового выставления суброгационных требований, как грибы после дождя выросли юридические фирмы, специализирующиеся на спорах со страховщиками. "В восьми случаях из десяти удается существенно снизить сумму по суброгации или не выплачивать вовсе", – утверждают профильные юристы на своих сайтах, подчеркивая, что даже если виновник согласен со справедливостью выставленного требования, нельзя соглашаться с суммой: можно серьезно переплатить. Например, по словам генерального директора юридического бюро "Правила Страхования" Алексея Кузнецова, если в полисе каско потерпевшей стороны фигурирует выплата без учета износа деталей, надо иметь в виду, что виновник ДТП всегда должен возмещать стоимость восстановительного ремонта с учетом износа заменяемых деталей по среднерыночным расценкам для таких деталей. Верховный суд РФ счел, что улучшение автомобиля за счет виновного лица неправомерно: виновник обязан возместить ущерб, но не увеличить стоимость автомобиля посредством установки новых деталей. То же самое с дилерскими расценками нормо-часа: страховщик может возмещать согласно условиям договора страхования, а виновник – только по среднерыночным расценкам. "Это один из ключевых моментов в суброгации: страховщик хочет сумму без износа и по ценам фактически произведенного ремонта у дилера, а имеет право на сумму с учетом износа и по средним ценам по региону", – говорит Алексей Кузнецов.

"Судимся!"

При незначительных суммах требования к виновнику, то есть в пределах до 30 тыс. рублей, многие страховщики надеются на добровольную выплату в рамках досудебного урегулирования, а при нежелании платить в суд не обращаются, поскольку целесообразнее использовать время своих юристов на более выгодные дела. Если же виновник согласен заплатить без суда и попросит за это бонус, почти любая компания даст либо скидку (которая, по информации из неофициальных бесед со страховщиками, доходит иногда до 50%), либо рассрочку. "Около 30% суброгационных дел регулируются в досудебном порядке, примерно 70% – по суду. В 96% случаев суброгационные дела – выигрышные. Такая высокая доля объясняется высокой квалификаций юристов по суброгации", – отмечают в "Ренессанс Страховании", добавляя, что в среднем по рынку сумма полученной от виновников по суброгационным искам компенсации редко превышает 1-2% общего объема произведенных выплат. "Доля добровольного досудебного урегулирования в регионе в одном из ключевых розничных видов страхования – каско, порядка 15%", – приводит статистику "РЕСО-Гарантии" директор филиала в Петербурге Дмитрий Большаков. "В Санкт-Петербурге в досудебном порядке урегулируются около 20% претензий, в судебном – примерно 80%. В полном объеме удовлетворяются около 35% исковых требований в порядке суброгации", – говорит заместитель директора по партнерским продажам Северо-Западной дирекции СК "Альянс" Владислав Анисимов. "Сборы по суброгации по итогам шести месяцев 2013 года составили 23% страховых выплат. Примерно 50% взысканий происходят в судебном порядке, остальное в добровольном на основании выставленных претензий. Точной статистики по сборам отдельно юридических и физических лиц нет, ее исчисление достаточно сложно. Но по нашему опыту, с юридических лиц удается получить примерно в два раза больше, чем с физических", – комментирует территориальный директор компании "СОГАЗ" по СЗФО Юрий Михайлов.

Применительно к судебным разбирательствам с виновным водителем директор управления урегулирования убытков Северо-Западного дивизиона "Ренессанс Страхования" Александр Жогин подчеркивает: "В первую очередь мы получаем компенсацию по ОСАГО в страховой компании виновника. Многие, кстати, так не поступают, а сразу подают в суд на виновника ДТП и лишь в ходе судебного разбирательства уточняют возможности компенсации ущерба по ОСАГО".

"Мне 72 года, я инвалид, пенсионер, моя пенсия несопоставима с доходами крупной страховой компании от взносов состоятельных автовладельцев по каско, за счет которых страховая компания может и должна производить выплаты в полном объеме, не возлагая свои обязательства на плечи уязвимых членов общества. Но не по букве нашего закона", – говорит Анатолий Козырь, получивший летом нынешнего года суброгационное требование на 429 756 рублей 36 копеек.

Убыточность по страхованию растет из года в год. В свете летних судебных новаций и непересмотренных лимитов ОСАГО убыточность по автокаско – крупнейшему сегменту добровольного страхования, может серьезно возрасти, что скажется и на рвении страховщиков в истребовании выплат. Помочь в данной ситуации могло бы серьезное увеличение лимитов по ОСАГО (что само собой приведет и к серьезному росту тарифов) – но это вопрос будущего. Пока в сегменте автострахования владельцы могут подстелить соломку одним способом – оформив полис добровольного страхования автогражданской ответственности с увеличенным лимитом.


Источник



Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: