Тюрьма не лечит Простая истина потребовала сильных доказательств

13 Ноября 2013

Следственный комитет РФ хочет вернуть себе право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без участия налоговиков, как это было до 2011 года. Бизнес категорически против. Соответствующий законопроект уже находится в Госдуме. Но руководитель профильного комитета по законодательству Павел Крашенинников говорит: "Законопроект очень спорный, мы поэтому не торопимся с ним".
Категорически против закона выступает Минэкономразвития. "Возвращение старых полномочий МВД влечет большие риски", - утверждает замминистра Сергей Беляков. Имеются в виду как прямые злоупотребления силовиков, так и случаи необоснованного привлечения предпринимателей к уголовной ответственности "для улучшения отчетности".
Наиболее категорично настроен бизнес, и это понятно. РСПП, "ОПОРА России", "Деловая Россия" и ТПП РФ считают: если следствию вернуть право самостоятельно возбуждать налоговые дела, возобновится практика использования уголовного преследования по налоговым преступлениям в качестве инструмента давления на бизнес. Президент "ОПОРЫ России"
Александр Бречалов напоминает, что само принятие в 2011 году закона, запрещающего "налоговую самодеятельность" следствия, было также призвано сократить возможности для недобросовестной конкуренции внутри сообщества, включая рейдерские захваты бизнеса с использованием правоохранительных органов. Если вернуть прежний порядок, вернется и беспредел: заказные аресты, изъятие имущества, и т. д., и т. п.
Следователи аргументируют свою позицию резким снижением количества уголовных дел по налоговым преступлениям: в 2009 году их было зарегистрировано 14 642, а с 2011-го - лишь 3367. То есть, утверждают силовики, многие тысячи налоговых преступников ныне просто уходят от ответственности. Предприниматели парируют другими цифрами: из возбужденных в 2009 году "налоговых" дел 77% развалились на этапе следствия или суда, а обвинительные приговоры вынесены лишь по 3037 делам. Но бизнес был уничтожен практически во всех случаях (а их, напомню, 14 тысяч с лишним!).
Да и обвинительные приговоры нередко выносились под давлением - это и стало одним из поводов для объявления в нынешнем году бизнес-амнистии для предпринимателей.
Сегодня, утверждают бизнесмены, фактов необоснованного преследования предпринимателей стало заметно меньше, поскольку уголовные дела возбуждаются лишь после подтверждения из ФНС самого факта ухода от налогов. В 2011 году было возбуждено лишь 1791 дело, в 2012 году - 1171.
Но почти все они завершились обвинительными приговорами с возмещением нанесенного государству ущерба.
Удивительную позицию занял в этом споре Минфин, завизировавший законопроект, возвращающий следствию прежние права - видимо, в надежде на грядущее увеличение налоговых поступлений в бюджет. Хотя налоговый департамент министерства считает иначе и выставил свои возражения. Однако руководство Минфина не прислушалось и к собственным специалистам...
В предпринимательском сообществе нынешнюю инициативу СКР восприняли очень тревожно. Дело не только в конкретном законопроекте, но в тенденции, говорят бизнесмены. Возврат силовикам чрезвычайных прав по отношению к бизнесу будет означать бесславную кончину курса либерализации в отношениях общества и государства с предпринимательством.
Опасения обоснованны. О том свидетельствует еще одна нынешняя инициатива СКР - предложение ввести уголовную ответственность для оценщиков имущества за фальсификацию данных о стоимости оцениваемого объекта, и прежде всего приватизируемого имущества.
Такие факты действительно есть. В последнее время массовым явлением стало занижение кадастровой стоимости земельных участков, с которой владельцы должны теперь платить земельный налог. Поскольку оценка земель производилась в массовом порядке, она ныне так же массово оспаривается.
Суды завалены исками с приложением независимых экспертиз - порой "липовых", с заниженной стоимостью вплоть до 1 рубля за 1 кв. м земли.
Несогласным властям нужно проводить альтернативную экспертизу, на которую в бюджете нет денег. В итоге между сторонами заключается "мировая" со снижением действительной стоимости на 20-25%, а бюджеты несут ощутимые потери.
СКР предлагает выход: напугать недобросовестных оценщиков перспективой тюрьмы вместо нынешних штрафов и запрета на профессию. Противники такой меры доказывают, что оценщика-жулика можно посадить по другой статье: коммерческий подкуп или мошенничество. Однако и то и другое необходимо доказывать! Куда проще сразу упрятать даже самого честного оценщика в СИЗО - с обвинением в недобросовестности. Тем более, как утверждают специалисты, даже при строжайшем соблюдении всех стандартов мнения оценщиков по стоимости одного и того же объекта могут расходиться на 10% и более. Если оценивается крупный объект, разница по Уголовному кодексу составит "крупный размер ущерба", и фигурант получит немалый срок.
Тем не менее предложения СКР уже поддержали Федеральная антимонопольная служба и Счетная палата. Не исключено, что в ближайшее время российские тюрьмы начнут наполняться новыми сидельцами, имевшими несчастье заняться столь опасной профессией.
Против радикальных мер пока выступил лишь Росреестр: там считают, что наказание за имущественные преступления должно ограничиваться имущественной (экономической) ответственностью. А жульничество нужно предотвращать продуманной процедурой, разработкой более прозрачных механизмов. Кстати, уже утвержденная правительством "дорожная карта" по совершенствованию оценочной деятельности в России предусматривает создание в 2014 году спецреестра оценщиков, заподозренных в недобросовестности.
Попавшие в него останутся на свободе, но без заработка: кто же им доверится?
P.S. Хочется напомнить, что сегодня в администрации президента лежит разработанный президентским Советом по развитию гражданского общества и правам человека проект массовой амнистии - в связи с 20-летием Конституции РФ. Документ изучается и дорабатывается с расчетом, чтобы выпустить на волю людей, уже изрядно отхлебнувших из своей чаши наказания, не опасных для общества, не замешанных в преступлениях против личности и т. д. Надо ли нам сегодня параллельно разрабатывать и принимать законы, способные быстро заполнить камеры и бараки, которые еще лишь предстоит освободить?



Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: