Собственники земли идут на хитрости26 Декабря 2013 На заседании комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения рассмотрена инициатива администрации Красноярска о необходимости внесения изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Речь идет об уточнении процедуры оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земли. Это обусловлено складывающейся за последние годы практикой, в том числе судебной, по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости. Она показала, что проблема, возникающая в результате действий собственников земельных участков по снижению кадастровой стоимости, носит глубокий и массовый характер. Причиной ее возникновения является не только установленная возможность оспаривания кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах ее определения, но и не контролируемая органами власти возможность владельцев земельных участков при содействии независимых оценщиков изменять кадастровую стоимость земельных участков в сторону уменьшения, что впоследствии приводит к уменьшению размера земельного налога. Между тем земельный налог является одним из видов доходов муниципальных образований, и он зачисляется в местные бюджеты по нормативу 100 процентов. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Результаты определения кадастровой стоимости участков, находящихся на территории муниципального образования и являющихся объектами налогообложения, являются значимыми не только для правообладателей земельных участков, но и для муниципалитетов. По оценке инициаторов обращения, формирование бюджета муниципальных образований края проходит в условиях сложной экономической ситуации. С учетом того, что средства местного бюджета составляют экономическую основу местного самоуправления, большую озабоченность вызывает проблема поступления запланированных доходов. Отсутствие возможности достоверного планирования доходов по земельному налогу негативно влияет на свод бюджетов муниципальных образований, формирующих консолидированный бюджет Красноярского края. Более того, предусмотренные федеральным законодательством особенности рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости способствуют коррупционным проявлениям и в целом не позволяют муниципальным образованиям выражать и защищать интересы местного бюджета. Особенности рассмотрения указанных споров заключаются в том, что результаты кадастровой оценки, проведенной по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ с соблюдением всех норм и правил и утвержденные нормативным правовым актом указанного органа власти, могут быть фактически переоценены комиссией, создаваемой органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке (Росреестром), на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также в судебном порядке. Стоит отметить, что Комиссия не наделена полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости, следовательно, стоимость земельных участков, и как следствие, размер налогового платежа фактически переоценивается не органом государственной власти, а индивидуально оценщиком по заказу правообладателя земельного участка. Фактически федеральный закон стал использоваться плательщиками земельного налога исключительно с целью снижения размера этого налога (то есть для получения налоговой льготы). Особенности рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости позволили только ОАО «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод» по семи земельным участкам снизить размер кадастровой стоимости и недоплачивать в бюджет города Красноярска порядка 60 млн рублей в год (отмечено снижение налогового платежа почти в 7 раз). Судебная практика также не позволяет защитить местные бюджеты, поскольку в рамках данных дел суды проверяют только соблюдение комиссией процедуры рассмотрения заявлений, при этом суды отказывают в проведении судебных экспертиз, которые могли бы оценить достоверность отчетов о рыночной стоимости. Кроме того, суды не признают органы местного самоуправления заинтересованными лицами по данным спорам и зачастую не привлекают их к участию в судебных спорах. Выслушав все эти доводы, председатель комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Анатолий Матюшенко предложил обратиться к председателю комитета по вопросам собственности Государственной Думы с просьбой оказать на законодательном уровне содействие в разрешении проблем, возникающих в процессе оспаривания кадастровой стоимости земельных участков и влекущих за собой снижение размера земельного налога. Депутаты поддержали своего коллегу. 17 декабря 2013 Пресс-служба Законодательного Собрания Красноярского края Пресс-релиз № 465 (7088)Региональное отделение: Красноярское региональное сообщество Вернуться к списку новостей |
|