Министр Алексей Улюкаев о выполнении Плана деятельности Министерства в 2013 году и приоритетах на 2014 год3 Февраля 2014 Я начну с того, что любой план деятельности должен правильно оценивать задачи, правильно формулировать цели и определять движение на пути реализации этих целей. С этой точки зрения, мне кажется, нам удалось понять те вызовы, с которыми мы сталкиваемся: это вызовы глобального развития, внутренние ограничения экономического роста, связанные с инфраструктурой, с излишними барьерами для развития предпринимательства, связанные с препятствиями на пути развития нашего экспорта, с, подчас, некомфортной предпринимательской средой, что снижает инвестиционную активность. В целом, мне представляется, что мы смогли в своем плане деятельности найти ответы на эти вопросы, сформулированные в 10 основных блоках, и предложить меры, наверное, неисчерпывающие, которые помогли во многом стабилизировать непростую экономическую ситуацию и наметить направления решения этих проблем. Непростая ситуация связана с глобальной экономикой, с ограничениями, о которых мы неоднократно говорили. Я не буду сейчас останавливаться на статистических параметрах прошлого года, за исключением двух позиций. Мы помним о том, что рост экономики в 1,4% оказался ниже, чем в среднем рост глобальной экономики. Мы помним о том, что инвестиционная активность оказалась весьма ограниченной, прежде всего инвестиционная активность, связанная с государственными капиталовложениями. Но, тем не менее, мне представляется, что низшую точку мы прошли. Где-то в районе третьего квартала прошлого года наметились довольно обнадеживающие симптомы выправления ситуации. Это касается и положения в промышленности, динамика которой буквально в четвертом квартале прошлого года вышла в положительную плоскость. Это касается сельского хозяйства, которое внесло вклад более 6% роста по прошлому году в достижение общего экономического результата, это касается сдвигов в области экспорта, прежде всего, в области несырьевого экспорта. Наша задача подхватить эти положительные тенденции, пока еще очень робкие, ненадежные, нестабильные, и своей деятельностью обеспечить выход на заданные параметры. План деятельности министерства охватывает десять основных направлений. Мы по ним работали в течение прошлого года, и я хочу выразить слова признательности Андрею Рэмовичу Белоусову, под руководством которого первую половину года этот план реализовывался, а вторую половину года он помогал нам его реализовывать. Итак, десять направлений, 81 ключевое событие. Статистически процент выполнения довольно высок. Формально мы отмечаем невыполнение четырнадцати из восьмидесяти одного пунктов. На слайде четвертом мы видим, какова эта статистика «исполнения-неисполнения». Мы видим, что по некоторым направлениям красного цвета нет вообще. Но, в любом случае, это не основание для успокоенности, потому что каждый раз мы должны соотносить формальное исполнение пунктов плана с фактическими результатами. Есть несколько направлений, по которым достигнуты принципиальные фундаментальные результаты. Я пока скажу о трех из них: это место в рейтинге Doing Business – здесь серьезный прогресс. Второе – это работа по повышению качества государственных услуг, работа по системе «одного окна». Создание комплекса многофункциональных центров: я был в ряде из этих центров, разговаривал с гражданами, которые получают услуги – это принципиально другая ситуация, экономия огромного количества времени и сил, повышение качества и удовлетворенности. Этих центров у нас уже 1100. И мы уверены, что это очень серьезный вклад. И третья важная позиция – это то, что мы смогли сформировать необходимый массив нормативный, информационный, кадровый для того, чтобы начать реализацию 44 ФЗ. Это иные отношения в области государственных закупок, что должно обеспечить более высокое качество и серьезную экономию государственных средств. На кону – более 6 трлн. рублей. Обратимся теперь последовательно к целям деятельности Министерства. Первое – это создание системы стратегического управления на основе государственных программ долгосрочного прогнозирования. Мы уточняли наши подходы и проводили корректировку долгосрочного прогноза социально-экономического развития. В Правительстве идет обсуждение долгосрочного прогноза до 2030 года и нам очень важно провести его уточнение до апреля текущего года. Кроме того, проводится экспертиза планов реализации приоритетных государственных программ Российской Федерации, мы должны привести их в соответствие с трехлетним финансовым планом, провести корректировку и на дальнейшую перспективу. В этой связи в ближайшее время состоится серия совещаний у Председателя Правительства Российской Федерации, на которых будут рассмотрены основные государственные программы, их 5-6 самых бюджетоёмких и самых важных с точки зрения поставленных целей социально-экономического развития. После этого мы сможем определить основные приоритеты и правильно распределить ресурсы. Вся эта работа должна быть закончена до 15 апреля. Срок весьма ограниченный, работа очень принципиальная. Следующее, на чем необходимо сосредоточиться – формирование комфортной бизнес-среды. Вы знаете нашу совместную работу по формированию дорожных карт совместно с Агентством стратегических инициатив. Проводился мониторинг мнений предпринимательского сообщества и на основе этого мнения было сформировано 10 дорожных карт, они уже в работе. Одиннадцатая карта была подготовлена и рассмотрена Правительством РФ и, надеюсь, будет в ближайшее время утверждена. Важнейшее направление нашей работы – оценка регулирующего воздействия (ОРВ). Мы смогли сформировать надежный фильтр при принятии нормативно-правовых актов. У нас накоплен массив практики в области ОРВ. И методологически мы распространяем его действие на те сферы, которые пока не были охвачены, в частности налоговое и таможенное законодательство. Необходимо распространять действие этого механизма на последующие стадии рассмотрения законопроектов: на второе, третье чтения в Государственной Думе. Было проведено более 60 оценок проектов актов только за первое полугодие 2013 года. Выявлены и предотвращены большое количество необоснованных требований, которые чреваты серьезным повышением издержек для бизнеса. Это, конечно, серьезный вклад в улучшение предпринимательской среды. Мы продолжим работу по развитию этого механизма, одна из задач здесь – методологически поддержать регионы, которые включаются с этого года в данную работу. В 2013 году мы смогли обеспечить принятие закона, вовлекающего в хозяйственный оборот земель и участков, которые предоставлены государственным предприятиям и учреждениям, но используются неэффективно. Но у нас есть два не менее важных закона, один из которых связан с предоставлением гражданам и юридическим лицам участков по их требованию. И второй – о переходе от категорирования к территориальному зонированию земель, по которому у нас весь 2013 год по разным причинам наблюдалась пробуксовка. Сообщу, что буквально в последнее время мы смогли принципиально изменить ситуацию и получили поддержку, в том числе на совещании у Президента Российской Федерации. Вчера Правительство одобрило соответствующие изменения в Земельный кодекс. Мы надеемся, что вопрос обеспечения прозрачности предоставления участков, снижения времени для их оформления, снижения издержек заявителя, а с другой стороны, - повышения доходности муниципалитетов через проведение торгов в общей сложности позволит изменить соотношение спроса и предложения для земельных участков, которые нужны для целей жилищного строительства, строительства инфраструктурных и производственных объектов. Формирование комфортной предпринимательской среды: я уже упомянул о нашем продвижении в рейтинге Всемирного Банка, но здесь есть один момент – рейтингуется в основном Москва. Мы сейчас проводим работу по подключению к системе рейтингования регионов, мы формируем региональный стандарт. Мы должны будем закрепить законодательно процедуры досудебного оспаривания кадастровой стоимости. Мы должны продвинуться в области нормативного подхода в области повышения квалификации оценщиков. Мы должны в полной мере перейти к оказанию государственных услуг в электронном виде. Поддержка малого и среднего предпринимательства – огромный простор для улучшения результатов. Доля МСП в ВВП составляет 19%, доля занятых в сфере МСП тоже серьезно уступает мировым показателям. Этот разрыв необходимо сокращать. При этом у нас есть серьезные результаты в этой сфере: в области кредитования, работы гарантийных фондов, созданных в субъектах федерации (получение кредитов под гарантии фонда под 2,5%). Это рост общей капитализации региональных гарантийных фондов, это возможность получения субъектами МСП имущественной поддержки, прежде всего в плане выкупа арендуемых помещений. Мы смогли преодолеть негативные тенденции в увеличении страховой нагрузки на МСП – было скорректировано некачественное решение о фиксации страхового взноса. В этом году мы должны завершить создание федерального гарантийного фонда. Буквально вчера мы согласовали проект постановления с Минфином о том, что на капитализацию федерального гарантийного фонда будет направлено 10 млрд. рублей. Относительно оптимизации налогового режима предстоит продвинуться в вопросе поддержки новых малых предприятий. Поддержка экспорта, прежде всего несырьевого. В прошлом году мы смогли сформировать работающую систему страхования экспорта. Нормально заработало агентство ЭКСАР, сформированы механизмы поддержки экспорта высокотехнологичной продукции. Но здесь мы не должны ограничиваться формальным исполнением, мы должны отслеживать актуализацию принятых нормативно-правовых актов и вместе с институтами развития добиваться того, чтобы все участники экспортной деятельности на себе почувствовали достигнутые результаты. Мы должны выйти на уровень 10% от всего объема экспорта через сопровождение ЭКСАР. Мы продвинулись в реализации концепции нового облика торгпредств – это мощная сеть – 53 торгпредства – это наши торговые партнеры. И, надо сказать, непростой процесс: очень трудно чиновнику становиться тем партнером, который оказывает услуги бизнесу, но начало положено. Мы заключаем соответствующие соглашения с бизнесом, с ассоциациями компаний, с субъектами РФ. У нас сейчас в работе 241 внешнеэкономический проект с компаниями из 51 страны мира на сумму 23 млрд. долларов. Конечно, не надо переоценивать эти цифры, в ряде случаев это только намерения. Но эти намерения должны быть переведены в плоскость реально заключаемых контрактов, в плоскость реального результата. Мы должны в течение 2014 года запустить финансовые инструменты страхования экспортных контрактов, которые были бы комфортны, подходили для субъектов МСП, для большого бизнеса эти механизмы работают. Направление технологических инноваций. Мы утвердили концепцию развития сети центров поддержки технологий и инноваций. Эту сеть необходимо формировать практически. Очень важно, что мы начали использовать потенциал компаний с государственным участием, стратегических предприятий. Одна из главных составляющих программ развития стратегических предприятий – их инновационная активность. До 60 программ инновационного развития (ПИР) сформированы для того, чтобы инновации входили в коммерческий оборот и становились базой для модернизации производства. Очень важная работа ведется по формированию территориальных кластеров. В 13 регионах реализуются пилотные проекты по созданию кластеров, я был на некоторых из них – это реально работает. Но, к сожалению, мы не смогли добиться того, чтобы финансовая поддержка формирования кластеров на 2014 год продлилась. Эффективность государственных расходов. Здесь принятие 44 ФЗ, большого количества подзаконных актов позволило запустить работу контрактной системы. По разным оценкам новая система позволит экономить до 15%, то есть речь идет о сотнях триллионов рублей экономии государственных денег. При этом предстоит дальнейшая работа по подготовке специализированных кадров в сфере государственных закупок, по созданию единой информационной системы. Мы должны расширить практику обязательных общественных обсуждений государственных закупок. В работе по расшивке инфраструктурных ограничений мы существенной продвинулись в формировании крупных инвестиционных проектов. Мы подготовили необходимые правила и принципы, которые позволяют обеспечить качественное прохождение проектов на стадии стратегического отбора, комплексного анализа. Думаю, что в этом году круг для финансирования такого рода проектов расширится. Мы соответствующие предложения в Правительство РФ уже внесли. Очень важно настроить нормативно-правовую рамку для того, чтобы формировать совместные проекты с участием государства и бизнеса. Здесь две основные позиции: принятие закона о государственно-частном партнерстве, второе – поправки в закон о концессиях. Повышение эффективности использования федерального имущества. В прошлом году мы приняли новый трехлетний план приватизации. Мы провели приватизацию таких крупных компаний, как Алроса, ИнтерРАО, авиакомпании «Сибирь», ТГК-5, ВТБ и некоторых других. Задачи, стоящие перед нами в этой сфере на 2014 год, не менее значимы. Это крупнейшие, в том числе инфраструктурные компании: начало приватизации РЖД (5%), Совкомфлот, Ростелеком. Мы должны работать с переформатированием ФГУПов, проводить работу, направленную на повышение эффективности тех компаний, которые в силу экономической целесообразности остаются в государственной собственности. Это и формирование долгосрочных планов, стратегий развития компаний, формирование соответствующей дивидендной политики, планов инвестиционного развития. Продвижение экономических интересов России за рубежом. Здесь была проделана большая работа в рамках Таможенного союза. И мы должны до конца апреля полностью подготовить нормативно-правовую основу для трансформации Таможенного союза в Евразийский экономический союз, то есть обеспечить свободу движения не только товаров, но и услуг, капиталов и рабочей силы. Мы существенно продвинулись в использовании возможностей ВТО – решили вопрос с нашим постпредством в организации, были определены принципы его работы. Мы приняли решение о формировании Центра экспертизы по вопросам ВТО, где мы (Минэкономразвития) вместе с экспертным сообществом из Высшей Школы Экономики и деловым сообществом в лице Сбербанка будем проводить современные правовые экспертизы, чтобы отстаивать интересы наших производителей. Напоследок скажу, что мы должны быть максимально открыты в своей работе для экспертного сообщества, для бизнеса, для общественности.
Вернуться к списку новостей |
|