Борис Титов попросил президента, чтобы уголовные дела по налоговым нарушениям возбуждались только по представлению налоговых органов для минимизации необоснованнового преследования предпринимателей. Он также предложил зафиксировать в законе предельное число проверок малых и средних предприятий контрольно-надзорными органами.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов представил президенту России Владимиру Путину свой первый доклад о состоянии российского бизнеса. Первым делом он отметил, что учреждение института защиты прав предпринимателей уже дало очевидные результаты: теперь бизнесу есть куда обратиться за помощью, в итоге административное давление удалось существенно снизить. Уполномоченные по правам предпринимателей есть уже в 80 регионах. За год работы они рассмотрели 6,5 тысяч обращений бизнесменов.
«Всё это нам дало возможность систематизировать проблемы, основную проблематику, которая существует у бизнеса, и предложить вам какие-то решения, которые, по нашему мнению, могли бы эти проблемы решить», - сказал президенту Борис Титов.
В статью «Мошенничество» могут ввести «налоговый» состав
Бизнес-омбудсмен отметил, что благодаря либерализации законодательства число уголовных дел по экономическим статьям снизилось на 20%. Президент поинтересовался у Титова, есть ли у него по-прежнему опасения, связанные с изменением налогового законодательства. Речь идет о возвращении правоохранительным органам полномочий возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без предварительных проверок налоговой инспекции. Законопроект об этом, внесенный президентом, Госдума приняла в начале этого года.
«Изменения, которые были приняты, принесли очень позитивные результаты, уголовных дел по налоговым статьям после принятия этих решений стало значительно меньше, - ответил Борис Титов. - Эффективность работы оказалась выше, то есть переданных в суд в процентном отношении оказалось приблизительно столько же. Как раз это подтверждает статистика, которую мы приводим в докладе. Вместе с тем, конечно, опасения остаются. С другой стороны, позиция следственных органов нам понятна, потому что мы видим, что по-прежнему очень высок процент незаконного возврата НДС из бюджета. Сегодня ещё очень много, к сожалению, фирм-однодневок, которые также отмывают налоги».
Он попросил все таки сохранить практику возбуждения уголовных дел только по представлению налоговой инспекции. Но при этом предложил расширить перечень составов преступления по статье за мошенничество. Сейчас действуют шесть новых составов мошенничества: в сферах кредитования, страхования, компьютерной информации, предпринимательства, получения пособий, компенсаций, субсидий и других социальных выплат, а так же мошенничества с использованием платежных карт. Борис Титов предложил добавить седьмой состав – по налоговым преступлениям.
«Там, конечно, должен быть определённый порядок возбуждения уголовного дела, и в этом смысле, с одной стороны, это решит проблему того, кто действительно ошибается в своей налоговой отчётности, если есть какие-то проблемы с налоговой службой, оказались бы в старом привычном для себя законодательном алгоритме, а по реальным мошенникам у следственных органов была бы возможность возбуждения реальных уголовных дел без ограничений со стороны налоговой службы», - объяснил Борис Титов.
«Борис Юрьевич, это требует внимательного анализа. Такие вещи нельзя принимать без предварительного анализа и обсуждения», – ответил Владимир Путин.
«Предложение возникло как компромисс взамен на то, чтобы не вводили норму, по которой уголовные дела по налоговым преступлениям могут возбуждаться без представления налоговых органов, - пояснил «Эксперт Online» Андрей Назаров, сопредседатель «Деловой России», исполнительный директор Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции». - Получается, что налоговые органы еще не установили факт неуплаты или недоплаты, а уголовное дело уже возбуждается. По практике прежних лет мы наблюдали тысячи неправомерных дел по налоговым статьям, то есть многие из них возбуждали в неблаговидных целях. После запрета на возбуждение дел без представления налоговой инспекции число преследований сократилось с 12 тысяч до 3-4 тысяч».
Микропредприятия предлагают освободить от налога на имущество
Борис Титов обратил внимание президента и на новые проблемы, с которыми столкнулся малый бизнес. Сейчас малые предприятия, использующие упрощенную систему налогообложения, освобождены от уплаты налога на имущество. С 2015 года эта льгота для них отменяется. При этом исчислять новый для них налог будут исходя из кадастровой стоимости земли и недвижимости, которая после переоценки во многих регионах оказалась приближена к рыночной.
«В Волгоградской области в разы увеличивается стоимость платежей имущественных налогов. При этом иногда кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость. Очень большое количество судебных исков», - обрисовал остроту проблемы бизнес-омбудсмен.
Переход на уплату налога с учетом кадастровой стоимости планировали сделать поэтапным и начать с офисных и торговых помещений. Ставка налога на 2015 год — 1,5% кадастровой стоимости имущества, в 2016 году и последующих — 2% и выше.
«Сегодня возникает ещё один налог, и для малых предприятий становится тяжело. С 1 января вводится этот региональный налог, от каждого субъекта. Мы уже разослали во все субъекты письма с просьбой очень внимательно отнестись к этой ситуации, чтобы не получить какую-то негативную реакцию для малых предприятий», - высказал озабоченность Борис Титов.
«Регионы имеют право установить льготы по налогу на имущество для малых предприятий, но крайне мало кто откажется от такого источника доходов в бюджет, - пояснила «Эксперт Online» Марина Зайкова, глава налогового комитета «Деловой России». - Особенно сейчас, когда региональные бюджеты теряют доходы от снижения поступлений налога на прибыль. Проблема с завышенной кадастровой стоимостью – прямая угроза бизнесу. Например, балансовая стоимость здания была 1,8 млн, а сейчас с учетом повышенной стоимости земли вообще могут насчитать 100 млн рублей. В итоге предприятие автоматически исключается из категории малого бизнеса и лишается права на упрощенное налогообложение. Плюс 2% в год платить налог на имущества от 100 млн приходится. У нас бизнесу постоянно приходится отбивать новые нападки. То социальный налог задрали так, что семь тысяч предприятий погибло. То теперь отменили льготы на налог на имущество. Мы предложили, чтобы хотя бы микробизнес освободили от нового налога».
Бизнес-сообщество предлагает выбрать пилотные регионы и увеличивать в них налоговую ставку постепенно, в разумных размерах, разнеся увеличение на более продолжительный период. Также он считает, что необходимо усовершенствовать процедуры оспаривания кадастровой стоимости, провести верификацию базы данных кадастрового учета.
«Неадекватное повышение кадастровой стоимости произошло из-за того, что при переоценке кадастров было сделано очень много глупостей, - пояснил «Эксперт Online» Евгений Нейман, вице-президент «Российского общества оценщиков». – Сейчас испольуют мног разных очень несовершенных методик оценки кадастровой стоимости земли и имущества. В итоге повсеместно заболоченные участки на окраине оказываются дороже земель в центре города. Есть проблема информационная – отсутствие баз кадастра. Профессиональные оценщики уже не раз предлагали способы навести в этой сфере порядок. Но почему-то движений в эту сторон со стороны правительства нет».
Правительство пытается нивелировать смысл реестра проверок
Третья проблема, на которую обратил внимание президента Борис Титов – это рост числа проверок предприятий надзорно-контрольными органами.
«Мне казалось, что острота этой проблемы спала», - удивился Владимир Путин.
«Действительно, был период, когда всё резко сократилось, когда прокуратура стала контролировать и осуществлять надзор за проверочной деятельностью: составлять план, а не плановый список проверок, - отметил Борис Титов. - К сожалению, в последнее время, как мы видим, это становится проблемной темой: 2,7 миллиона проверок было в прошлом году. И здесь больше заставляет задуматься другая цифра, что внеплановых проверок – 48 процентов, то есть плановых – 52, но внеплановые проверки догоняют количество плановых».
Бизнес-омбудсмен добавил, что сейчас «в некоторых компаниях бывает и больше 100 проверочных дней в год». Он предложил ограничить число проверочных дней на уровне закона.
«Наше главное предложение в том, чтобы запретить проводить проверки без объективных указаний на то, что своей деятельностью предприятие причиняет вред гражданам или государству, - пояснил «Эксперт Online» Петр Слепченко, уполномоченный по защите прав предпринимателей по Псковской области. - Зачастую бывает, что у одного предприятия до 15-17 проверок в год случается. Сейчас нет ни одного нормативного документа, который бы ограничивал число проверок. При этом служащие надзорных органов стараются не уходить с предприятия без результатов. У нас законы и нормы настолько противоречивы, что даже в случае отсутствия нарушений проверяющий все равно что-нибудь да найдет».
Ранее в послании Совету Федерации Владимир Путин поручил создать реестр контрольно-надзорных мероприятий, которые сейчас аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей разрабатывает совместно с Генеральной прокуратурой. В нем будут фиксироваться все проведенные проверки и их результаты. Он позволит повысить прозрачность работы надзорно-контрольных органов, снизить число злоупотреблений, одновременные проверки разными органами власти.
«Бывает так, что санитарная инспекция приходит и штрафует бизнесмена за то, что на момент проверки в цехе производства продукции находились посторонние, - говорит Петр Слепченко. – А посторонними оказались полицейские, которые пришли со своей проверкой».
Борис Титов встревожен тем, что правительство пытается нивелировать саму идею ведения реестра проверок.
«К сожалению, сейчас в правительстве начинается другое понимание ситуации, например, что заносить в этот реестр сведения надо не до того, как они идут на предприятие, а потом. И поэтому я хотел бы, если можно, вас попросить обратить на это внимание, иначе смысл этого нивелируется, - обратился к президенту Борис Титов. - Потому что они туда будут заносит только предпринимателя, который будет иметь право потребовать номер проверки, когда инспекция приходит его проверять, и материалы проверки будут действительны, только если будет этот номер».
«Информация о таких поправках в положение о реестре поступила к нам в конце мая, и Борис Титова оперативно довел до президента свою озабоченность, - пояснил Петр Слепченко. – В реестре не будет никакого смысла, если предприятие туда будут включать после проверки. А проверки только с указанием номера ее в реестре помогут снизить число неправомерных или избыточных инспекционных мероприятий. Органы власти не захотят лишний раз вносить сведения в реестр, поскольку может возникнуть подозрение в предвзятости. Кроме того, мы нацелены на то, чтобы и внеплановые проверки включались в реестр заранее».
Пять проблем бизнеса
В самом докладе изложена аналитика и по многим другим проблемам бизеса. Это действительно системный труд, в котром изложены меры повышения инвестиционной активности, предложены изменения зконодательства почти во всех сферах взаимодействия государства и бизнеса – от налоговых, имущественных отношений до всех видов административных регулирований. Презентацией доклада можно считать раздел «Пять проблем российского бизнеса». Первая из них в том, что малого и среднего бизнеса стало меньше. Только индивидуальных предпринимателей в прошлом году убавилось на 700 тысяч, или на 14% по сравнению с 2011 годом.
Вторая проблема в том, что производить в России стало невыгодно. Динамика прибыли в экономике в целом снизилась в прошлом году на 20% по сравнению с 2012-м, в добывающих отраслях почти на 10%, а в обрабатывающих почти на 35%. Убытки российского бизнеса при этом увеличились в 1,3 раза в прошлом году. Резкий спад производства в частном секторе привел к снижению более чем в 2,5 раза поступлений налога на прибыль по сравнению с 2006-м годом и как следствие – к дефициту региональных бюджетов в размере 650 млрд рублей.
Третья беда бизнеса – избыточный контрольно-надзорный аппарат, что собственно Борис Титов и обсуждал с президентом. Каждое второе дело по неуплате налогов закрывается. До суда доходит лишь четверть уголовных дел, возбужденных против предпринимателей по статье «Мошенничество». Это говорит –о том, что уголовные дела продолжают возбуждаться с целью вымогательства взятки, рейдерских захватов, в результате нечестной конкуренции и прочих неблаговидных намерений.
Четвертая проблема - технологическая отсталость. В России производительность труда намного ниже, чем в развитых и даже развивающихся странах. С подачи делового сообщества президент уже поручил принять меры к созданию до 2020 года не менее 25 млн высокопроизводительных рабочих мест.
Наконец, пятая проблема сводится к изменению ментиалитета российского общества – речь идет о слабой предпринимательской активности и иждивенческих настроениях населения. Среди опрошенных выпускников российских вузов только 2% планируют связать свое будущее с бизнесом. Остальные предпочли карьеру в госорганах и госкорпорациях.
«У нас нет притока сейчас новых предпринимателей, - говорит Андрей Назаров. - Только 1-2% опрошенных граждан изъявляют желание заниматься бизнесом, поскольку велик риск уголовного преследования. По закону даже за ущерб в 2,5 тысячи рублей подвергают преследованию».
Доклад Бориса Титова будет передан в правительство для проработки решений всех указанных деловым сообществом недостатков законодательства.