Лариса Усович: "Настало время отрегулировать кадастровую деятельность"6 Октября 2014 В течение ближайших двух лет государство планирует объединить кадастровый учет и регистрацию прав в единую процедуру. Новую версию закона о регистрации будут обсуждать на осенней сессии Думы. По замыслу разработчиков, закон должен повысить прозрачность рынка недвижимости, уточнить налоговую базу и послужить пополнению бюджета. Законопроект предусматривает создание единого информационного ресурса по объектам недвижимости, его цель — свести к минимуму ошибки, неточности, дублирующие и противоречащие друг другу записи. Кроме того, он предлагает органам Росреестра оказывать услуги по экстерриториальному принципу и вводит финансовую ответственность регистраторов за допущенные ошибки. Положения будущего закона обсуждались на «круглом столе», организованном СРО НП «Кадастровые инженеры» и Центром развития континентального права. О том, какие идеи заложены в законопроекте, рассказывает Лариса Усович, руководитель Центра, участвовавшего в его разработке. – Новая версия закона «О государственной регистрации недвижимости» — один из приоритетных законопроектов. Думаю, он будет принят Госдумой до конца года и вступит в силу с 1 января 2017‑го. Главная новелла — объединение процедур государственного кадастрового учета (ГКУ) и регистрации прав. Гражданам это серьезно упростит жизнь, поскольку подразумевает подачу одного заявления вместо двух, подготовку одного пакета документов, наличие единого перечня оснований для приостановки и отказа в постановке объекта на кадастровый учет и регистрации прав на него. У экспертов документ пока вызывает много вопросов, именно сейчас есть смысл подробно его анализировать. Новый закон регулирует регистрацию прав, сделок, обременений и ограничений прав на недвижимое имущество, а также процедуру ГКУ, ведения Единого госреестра недвижимости (ЕГРН) и предоставления сведений из него. Отменяется понятие регистрационного округа: учет и регистрация объектов становятся не только единой, но и экстерриториальной госуслугой. В перечень объектов недвижимости входят участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства, единые недвижимые комплексы, имущественные комплексы предприятий и иные объекты, прочно связанные с землей. В документе ЕГРН описан как единый сводный реестр сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах, основаниях для их возникновения, правообладателях и т. д. Это часть единой федеральной информационной системы. Внутри ЕГРН существуют как бы «подреестры»: объектов недвижимости (кадастр), прав, границ. Они различаются по составу сведений. Также в системе в электронной форме должны храниться реестровые дела и кадастровые карты. Реестр объектов недвижимости содержит основные (пока 24 позиции) и дополнительные (16) сведения. К первым относятся характеристики, которые возникают и изменяются в результате образования участков, строительства или реконструкции зданий, сооружений и помещений и т. д. Это, например, вид объекта, его местоположение, кадастровый номер. К дополнительным — данные о фактическом использовании участка, изменении категории земель, о видах разрешенного использования, кадастровой стоимости. Некоторые из них собственник может вносить в уведомительном порядке, например, сведения об изменении назначения единого комплекса. Реестр прав включает информацию о правах, ограничениях, обременениях, о сделках с объектами. Дополнительные сведения — это, например, отметки о возражении предыдущего правообладателя в отношении зарегистрированного права, о наличии судебного спора и т. п. Реестровые дела — это совокупность документов, на основании которых формируется запись ЕГРН. Закон требует, чтобы они велись исключительно в электронной форме. Бумажные документы сканируются, удостоверяются регистратором и возвращаются заявителю. Ведение реестрового дела на бумаге возможно, только если заявление и необходимые документы оформлены в простой письменной форме и существуют в единственном экземпляре. Отдельной статьей органам госвласти и местного самоуправления вменяется в обязанность предоставлять документы для регистрации и учета объекта. Например, решение межведомственной комиссии о вводе объекта в эксплуатацию или документы по сделке, если одной из сторон выступает публичное образование. Важный момент — документы возвращаются без рассмотрения, если в электронных документах не соблюден формат. Меня смущает, что форматы (их утверждает Минэкономики) отрабатываются несколько месяцев. Все это время ни рынок, ни органы регистрации не могут нормально работать. Уже сейчас у нас много обращений от тех, не смог сдать межевые технические планы из-за изменений формата. Настораживает также, что законопроект в случае приостановки учетно-регистрационного действия по решению госрегистратора дает заявителю на устранение проблемы три месяца. Не всегда это возможно. Очевидно, что со вступлением этого закона в силу упраздняется другой «О государственном кадастре…»: самостоятельный публичный реестр не должен существовать при наличии реестра объединенного. Одновременно с законом о госрегистрации недвижимости необходимо подготовить закон о кадастровой деятельности. Его сейчас разрабатывают эксперты. Есть все предпосылки, чтобы ввести более жесткое и системное регулирование кадастровой деятельности, включая условия допуска, переход к обязательному членству в СРО, требования к СРО и госконтроль за их соблюдением. Закон должен ввести обязательное имущественное страхование профессиональной ответственности кадастрового инженера — не менее 5 млн руб. (это средняя стоимость объекта капстроительства, чаще всего находящегося в обороте). Наши оппоненты считают, что это увеличит цену кадастровых работ. Мы подсчитали: ежегодный страховой взнос в размере 15 000 руб. с каждого инженера поднимет плату за одно учетно-регистрационное действие всего на 35 руб., а преимуществ — уйма. Коль скоро закон о порядке регистрации недвижимости повышает требования к качеству сведений не только о правах, но и о самих объектах и предусматривает финансовую ответственность за ошибки, есть смысл уточнить, что такое кадастровая ошибка, отделив ее от реестровой. В закон надо также ввести основания для приостановки действия квалификационного аттестата кадастрового инженера. Нам удалось убедить коллег по рабочей группе, что необходим внесудебный порядок обжалования решений о приостановлении кадастрового учета, т. е. апелляционная процедура и экспертиза, иногда — независимая. Сейчас обжалование происходит только в суде и нередко заканчивается не в пользу государства. С другой стороны, в моей практике есть случаи, когда заявители, имея на руках решение суда, по два года и более не могут поставить объект на учет. А значит, не платят с него налоги. Необходима апелляционная комиссия при каждом ТУ Росреестра. Решением комиссии приостановка кадастрового учета может быть отменена в административном порядке. Комиссия должна рассматривать жалобу, опираясь на экспертное заключение, выданное СРО, или на результаты независимой экспертизы. Все новеллы сейчас обсуждаются. Требования рынка заставляют торопиться с их принятием. Мнения экспертовАндрей Козодаев,
– Создание законов, регламентирующих учет недвижимости и регистрацию права на недвижимость, изначально связано с необходимостью перехода от земельного налога и налога на имущество физлиц к налогу на недвижимость. Предлагаемый закон этой цели не достигнет, пока не будет внесена ясность в некоторые понятия, в частности — понятие объекта недвижимости. Согласно ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» получается, что это все объекты, прочно связанные с землей. При этом участки законодатель не относит к объектам недвижимости. Не до конца понятно, относятся ли к ним временные постройки, зеленые насаждения, искусственные водные объекты, объекты благоустройства. Это усугубит неразбериху в постановке на кадастровый учет. Будет потерян контроль над количеством объектов, относящихся к конкретному участку. Кроме того, КУ становится вещью в себе и может служить только в инвентаризационных целях. Его нельзя будет использовать для учета жилого фонда, для формирования муниципального бюджета (отказ от регистрационных округов). Создается коррупционная составляющая для передела собственности. Ольга Лебедева,
– Проект закона существенно не изменит процедуры регистрации и учета. Безусловно, объединение двух процедур упростит получение сведений, но это преимущество можно будет оценить только после «переходного периода» и не ранее чем через два года. А вот организационные трудности возникнут сразу же. Существующие базы содержат много пробелов, противоречий и т. п. Сегодня вопросы устранения и исправления ошибок по разным причинам решаются в судебном порядке. Многие из них исправить «на обратную дату» невозможно: законодательство не предусматривает этого. Кроме того, как утверждают в Росреестре, нет соответствующей функции в программном обеспечении. Хорошо, если объединение баз позволит не допускать ошибок в будущем. Но что делать с существующими? Ответа в проекте закона нет. Введение ответственности за действия или бездействие уполномоченного органа и госрегистратора прав порождает дополнительные вопросы. Например, кто и в каком порядке будет определять вину? Если суд, то необходимо будет одновременно доказать как наличие виновного действия (бездействия), так и его связь с возникновением убытков, что практически невозможно. Необходимы подзаконные акты, регулирующие порядок привлечения к ответственности, за нарушение сроков — административная ответственность, без доказывания вины. В то, что норма закона о сокращении сроков госрегистрации окажется эффективной, я не очень верю. Сроки можно прописывать на бумаге, но в реальности они не соблюдаются, и трудно сказать, будут ли соблюдаться в будущем. Алексей Горланов,
– Появление такого закона ожидалось давно. Новый закон должен значительно упростить жизнь застройщикам, собственникам, покупателям объектов недвижимости за счет подготовки единого пакета документов и подачи одного заявления для постановки на кадастровый учет и регистрацию прав на объект недвижимости. Наличие Единого государственного реестра недвижимости позволит сразу получать всю необходимую информацию об объектах недвижимости, что сделает возможным единообразный подход к регистрации. Повышение требований к кадастровым инженерам, переход к обязательному членству кадастровых инженеров в СРО, страхование профессиональной ответственности — логичные меры. Многие кадастровые инженеры уже являются членами СРО, это позволяет организовать устойчивое взаимодействие между заказчиками и исполнителями кадастровых работ. Ирина Мошнякова,
– Институт госрегистрации прав на недвижимость формировался более десяти лет и создал много проблем. В новом законопроекте есть немало положительных моментов. Например, предусмотрены пределы правовой экспертизы документов (в зависимости от формы сделки — простая или нотариальная), создается структурированное правовое поле для привлечения к ответственности нотариусов и регистраторов, если их действия привели к возникновению убытков. Но главное — это устранение противоречий между сведениями КУ и реестра прав на недвижимость путем создания ЕГРН. Эдуард Полонуер,
– Государство предлагает кадастровым инженерам примерно такое же саморегулирование, что и оценщикам. Ту же унизительную роль — формально утверждать любое волеизъявление власти, не пытаясь выстроить самостоятельно ни механизм контроля, ни формат страхования профессиональной ответственности. Замена суда апелляционными комиссиями может привести к узаконенному произволу на региональном уровне. Нам предлагают что-то вроде кадастрового «чекизма». Это тем более удивительно, что в 315‑ФЗ был предусмотрен институт третейских судов. Спорить по поводу возможной ошибки кадастровиков, в конце концов, должны две независимые экспертизы. Истинная роль СРО как профессионального цеха должна состоять в медиации подобных споров. В противном случае СРО не нужны вовсе.
Вернуться к списку новостей |
|