Землю – китайцам!

20 Января 2015

Каждый житель Дальнего Востока, а главное – любой приехавший туда на ПМЖ, вскоре сможет бесплатно получить по гектару земли сельскохозяйственного назначения. Ее нельзя будет продать, а тем, кто не сможет ее обрабатывать, надел придется вернуть. Эксперты считают, что большинство земель граждане по дешевке отдадут в аренду иностранца.

В ходе встречи с полномочным представителем президента в Дальневосточном федеральном округе Юрием Труневым глава государства одобрил идею бесплатной выдачи гектара земли каждому жителю Дальнего Востока для ведения сельскохозяйственной деятельности. «Сама по себе идея правильная и уже в истории России была реализована в Сибири», - заметил Владимир Путин.

По словам Юрия Трутнева, эта мера в первую очередь должна удержать население в регионах Дальнего Востока и главное – привлечь новых граждан. Он пояснил, что в 2014 году естественный прирост населения увеличился на 1100 человек, в полтора раза снизился отток населения из региона - с 27 тысяч до 20 тысяч человек.

Он также уточнил, что сейчас на Дальнем Востоке в государственной собственности находится 614 млн га земли разных категорий. «Мы хотим предложить создать механизм бесплатного выделения каждому жителю Дальнего Востока и каждому человеку, который хотел бы приехать на Дальний Восток, одного гектара земли, который может использоваться для ведения сельского хозяйства, для создания бизнеса, лесного, охотничьего хозяйства», - сказал Трутнев.

По стопам Столыпина

Выдача бесплатной земли главным образом в Сибири и на Дальнем Востоке была одним из ключевых аспектов реформы Столыпина. Но землю выдавали только тем, кто готов был на ней сам работать, к тому же она выдавалась в районах, обеспеченных дорогами, возможностью орошения полей, а в некоторых случаях и с готовым временным жильем. В результате общее число кооперативов за три года реформы к 1917 году выросло с 32975 до почти 50 тысяч.

В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке сейчас не используется до 50% пахотных земель, а изменения климата, по экспертным оценкам, приведут к росту урожайности основных сельхозкультур на 11—14% в ближайшие 30—50 лет.

«Скорее всего, половина этой земли не будет использована по назначению или не сразу будет обрабатываться, но жители Дальнего Востока получат некий актив, что уже важно для их закрепления в регионе, - пояснил «Эксперт Online» директор департамента правового обеспечения государственной гражданской службы, государственных и федеральных целевых программ Минвостокразвития Павел Волков. – Но главное – мы рассчитываем, что эта мера позволит привлечь на Дальний Восток экономически активных граждан, способных обрабатывать землю. А привлекательные условия для ее обработки создавать должны уже регионы и местные власти, как это сделали, например, в Еврейском автономном округе, где создаются свободные экономические зоны для сельского хозяйства. Туда, например, фермеры едут охотно за землей».

По мнению Волкова, трудности могут возникнуть и с администрированием процесса выдачи земли. Росреестр в принципе может справиться с оформлением и регистрацией земельных участков. «Возможно, часть расходов возложат на соискателя земельного участка, тогда возникнут трудности, - говорит Волков. – Но это как раз один из множества вопросов, которые следует тщательно продумать».

Без коррупции не обойдется

Идею раздачи земли всем желающим и особенно вновь прибывающим, власти Дальнего Востока начали вынашивать еще в начале прошлого года. Она появилась в ходе опыта бесплатного наделения землей, в том числе под строительство, многодетным семьям, с двумя детьми и молодым специалистам. Но и тогда уже стало ясно, что без трудностей такое распределение участков не проходит. По данным Трутнева, в Приморском крае (без учета Владивостока) бесплатными земельными участками обеспечено 57% многодетных семей, подавших соответствующие заявления, а во Владивостоке – лишь 7,6%.

Ситуацию тогда объясняли и объективными причинами: во Владивостоке сосредоточена треть всех приморцев, поэтому многодетные семьи хотели получить участок в черте города, где земли не хватает. «Это связано с отношением чиновников к своим обязанностям, с тем, что они плохо работают и пытаются решить другие вопросы, - заявлял тогда Юрий Трутнев. - Даже сегодня имеющихся у Владивостока неразграниченных земель вполне достаточно для того, чтобы решить вопрос с землей для многодетных». «Свободной земли – всего 3676 га. При этом значительная часть этой территории – овраги, склоны, ручьи, промышленные зоны, кладбища…» - ответила на обвинения мэрия Владивостока.

«Проблема в том, как будут распределять землю при том, что в основном интересная земля расположена вокруг больших городов, и по большому счету уже вся кем-то занята, - рассуждает президент Института экономики города Надежда Косарева. – Конечно, те, кто ее получат, смогут обзавестись просторными участками под садоводство, огородничество, а это позволяет, например, построить дачный дом – по идее никто не запретит. Боюсь, что основные злоупотребления будут связаны именно с местом выдачи участка».

Полпред Юрий Трутнев признает, что могут возникнуть сложности с выделением земли вокруг крупных городов, «потому что там конкурентная среда, высокое развитие инфраструктуры, чтобы просто не было коррупции, не было злоупотреблений». Но, по его данным, территории вокруг городов составляют 1,18% от всех земель, что сейчас пустуют.

«Можно посмотреть все-таки, где эти земли, какого они качества, достаточно ли одного гектара на Дальнем Востоке. И какие-то должны быть условия, связанные с необходимостью использования», - рекомендовал Владимир Путин. По его словам, нельзя допустить и ситуаций, когда гражданин возьмет землю и не будет ее использовать долгое время.

Юрий Трутнев уточнил, что среди предложений - предоставление земель на пять лет, а «в случае использования потом закреплять эту землю за собственником, в случае отсутствия использования – изымать». «Очевидно, ограничим вторичный оборот с точки зрения продажи иностранным юридическим и физическим лицам», - огласил еще одно условие вице-премьер.

Земли передадут китайцам?

Пока что другие условия выдачи земельных участков не известны. Эксперты считают, что выдавать сельхозземли следует с определением четкого механизма делегирования прав на ее обработку. Возможно, это будет ограничительная или контролируемая аренда.

«Это единственный способ для любого горожанина, далекого от сельского хозяйства, получить этот участок и стать рантье, - говорит генеральный директор Института экономики города Александр Пузанов. – Но в таком случае, будьте уверены, в основном эти земли будут обрабатывать китайцы и корейцы, которые и без того впрочем на льготных условиях берут здесь земли».

Россия еще в 2012 году предложила нескольким странам — членам АТЭС — Вьетнаму, Сингапуру, Таиланду и Японии — около 20 инвестиционных проектов по развитию сельского хозяйства в регионах Дальнего Востока. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона растет население, а возможности для ввода в сельскохозяйственный оборот новых земель и водных ресурсов для их орошения ограничены. Для освоения азиатским партнерам предлагаются большие площади российской территории — по некоторым проектам, до 150—200 тысяч гектаров. Объем инвестиций оценивался чиновниками Минэкономразвития в десятки миллиардов долларов.

«Но, к сожалению, из этого ничего не вышло особенно, - говорит ведущий научный сотрудник Центра Азиатско-Тихоокеанского региона ИМЭМО РАН Евгений Канаев. – Видимо, пока не сошлись на условиях предоставления участков. Но если бесплатно землю раздадут населению Дальнего Востока, думаю, первыми претендентами на ее аренду будут граждане стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Если для них никаких ограничений не будет, то средства обработки земель найдутся».

«Поэтому просто так сейчас дать землю недостаточно, необходима комплексная программа по обеспечению ее инфраструктурой. Если власть с этим справится, то, думаю, толк от такой программы будет очевиден», - считает Надежда Косарева.

Без кредитов нет мотивов

Одна из задач, которую решал премьер-министр России Александр Столыпин – перенаселение центральных аграрных регионов России, главным образом Поволжье, Малороссии и Кубани. Большинство поселенцев Сибири и дальнего Востока в XIХ веке были именно отсюда. Тогда многие бывшие крепостные крестьяне со временем обзавелись на новом месте прибыльными быстрорастущими хозяйствами, а некоторые даже вошли в ряды купцов и купили себе потом дворянские титулы. Но тогда вместе с землей правительство Столыпина выдавало крестьянам льготные кредиты, предварительно проведя все землеустроительные работы.

«Но сейчас нет большого смысла фермеру с Поволжья или тем боле из Подмосковья бросать все и ехать на Дальний Восток за одним гектаром земли, - говорит председатель Дмитровской ассоциации фермеров (Московская область) Павел Муничкин. – У нас и здесь много пахотной земли – другое дело, что она вся в руках латифундистов, которые фермерам сдают ее втридорога. Полагаю, властям надо предусмотреть механизм, чтобы раздача земли не приводила к созданию новых спекулятивных структур, скупающих за копейки права управления земельными участками».

По мнению Муничкина, главное, что заботит больше всего среднестатистического российского фермера, это не наличие земли, а возможность ее обработки. Кредиты аграриям в банках уже последние четыре года почти недоступны, почти все имущество фермеров заложено в кредитных организациях. По данным Минсельхозпрода, на проведение сезонных полевых работ на 30 сентября 2014 года предприятиям и организациям АПК выдано кредитных ресурсов на сумму 143,76 млрд рублей (82,5% к соответствующей дате 2013 года), в том числе ОАО "Россельхозбанк" - 112,95 млрд рублей (89,9%), ОАО "Сбербанк России" - 30,81 млрд рублей (63,2%). Но, как правило, это займы на операционную деятельность крупным хозяйствам, мелким кредитные линии уже никто открывать не желает.

«Поэтому у них точно нет возможности все бросать и ехать на Дальний Восток, - говорит Павел Муничкин. – Думаю, что раздачу земли следует делать в рамках госпрограммы, которая будет предусматривать и выделение льготных кредитов на оборотные цели для обработки вновь полученной земли. Тогда это и может привлечь тех, кто имеет опыт и главное – средства обработки земли».

Бизнес пошел на Дальний Восток

Другая проблема в том, что вовлекать всего один гектар в производство сельхозпродукции нерентабельно. Хозяйство можно будет поднять в основном в кооперации с такими же рискованными фермерами или уже действующими хозяйствами.

«Сами фермеры в основном единоличники, а крепким хозяйствам на дальнем Востоке земли не нужны, у них и так ее в избытке, - говорит вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. – Но, думаю, такой эксперимент может дать хороший экономический эффект, может не столь масштабный, как при Столыпине, но все же. А тем более это выгодно будет сейчас, когда на дальний Восток бизнес едет охотно. После наводнения там ввели много льгот, связанных с посевной, подготовкой почвы, что при особенно высокой в эти годы урожайности зерновых многим удалось получить очень хорошие результаты».

Сейчас некоторые крупные хозяйства заинтересовались получением земли в регионах Сибири и Дальнего Востока. Есть даже заявки на 200 тысяч гектаров. В 2014 году на поддержку отраслей растениеводства из федерального бюджета субъектам РФ направлены субсидии в объеме 45,97 млрд рублей, в том числе на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства - 19,46 млрд рублей, субсидирование части процентной ставки по краткосрочным кредитам - 7,49 млрд рублей, субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам - 11,84 млрд рублей, поддержку экономически значимых региональных программ -1,36 млрд рублей, возмещение части затрат на уплату страховой премии - 4,11 млрд рублей.

«Надо распределять среди граждан землю таким образом, чтобы оставались, а не дробились крупные наделы для аграрных холдингов, которые могут стать системообразующими и, возможно, за счет их инфраструктуры будет возможно эффективнее обрабатывать землю и более мелким хозяйствам», - говорит Алексей Корбут.

Чем обрабатывать бесплатную землю?

Другой ключевой вопрос – наличие средств производства для обработки бесплатной земли, пока остается тоже открытым. В конце года эту проблему признал и министр сельского хозяйства Николай Федоров. «Нередко в некоторых регионах уборка урожая зерновых длится и две, и три недели, в некоторых случаях и три-четыре. Эти 4,5 млн га, которые остаются (в основном в Сибирском федеральном округе), – это как раз показатель того, что не всё здо́рово, - заявил Николай Федоров.

Про его словам, речь идёт о том, что техника в силу физического и морального износа не успевает в оптимальные сроки обработать и обмолотить. В данном контексте мы имеем достаточно большие потери традиционно. «Так, если посчитать, думаю, порядка 10%, а в некоторых регионах до 20% выращенного урожая мы не добираем, потому что не хватает энергонасыщенности, не хватает современной техники, чтобы справиться в оптимальные сроки с уборкой урожая», - говорил министр сельского хозяйства России. Поэтому в будущем предусмотрено в год из федерального бюджета выделять порядка 1,9 млрд рублей на снижение стоимости производство для сельхозмашиностроителей. Предлагается также компенсировать сельхозтоваропроизводителям приобретение техники в стоимости до 35%.

«Мне трудно представить, как вырастет спрос на услуги сельхозтехники от мелких частных хозяйств, когда они появятся, - говорит первый вице-президент Российского общества оценщиков Евгений Нейман. – Насколько известно, хозяйствам и сейчас техники не хватает, ее берут друг у друга в аренду. Так что здесь мало дать землю, надо еще создавать структуру, которая будет на льготных условиях предоставлять технику, а о такой инициативе пока ничего не слышно. Но в целом начинание здравое. В конце концов, именно на этом выросли США – участки земли государство отдавало за символический один доллар».


Источник



Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: