Полгода в новой реальности. Как справляется томская экономика?

24 Сентября 2020

Неожиданно оказалось, что мы уже полгода живем в серьезно изменившемся мире, где цены на нефть резко упали, главным стал онлайн-формат, а будущее стало максимально неопределенным.

Представители разных отраслей бизнеса — от пищевой промышленности до ЖКХ — решили подвести некоторые итоги, узнать, как изменился отраслевой рынок, какие негативные прогнозы и сценарии не оправдались, чего удалось добиться в новых условиях. Круглый стол «Первые полгода новой реальности» прошел в редакции «Томской интернет-газеты».

Еда востребована в любые времена. Производителям продовольствия, казалось бы, не грозило падение спроса. Но с какими проблемами пришлось столкнуться пищевой отрасли? За это направление на круглом столе отвечал Артем Багреев, директор компании «Деревенское молочко».

Артем Багреев
директор компании «Деревенское молочко»

Риски были связаны не только с пандемией, но и с круглосуточным режимом работы, в котором функционируют все большие пищевые производства. Были опасения, что при высокой заболеваемости возникнет нехватка персонала. Этого не случилось, уровень заболеваемости некритично высок.

Вторая сложность — это неопределенность, связанная с поведением внутреннего и внешнего рынка. На него повлияла не только пандемия, но и падение рубля. На фоне снижения покупательской способности у нас относительно невысокая инфляция, при этом практически в каждом виде продукции есть зависящие от курса валюты ингредиенты — в упаковках, в компонентах, в оборудовании, особенно в его запчастях. Их стоимость в первом полугодии росла, а возможности поднимать цену не было — рынок ответил бы снижением продаж. Одним из трендов времен пандемии стала готовность партнеров подстраиваться под эти изменения: некоторые разделили с нами валютные риски. Изменения цен на упаковки или комплектующие по ряду контрактов не в полном объеме легли на наши плечи.

Следующая проблема — неготовность участников рынка к закрытым границам. Прежде всегда было возможно выписать иностранных специалистов, которые привезут запчасти и починят произведенную на их предприятиях технику.

Потери связаны и с государственными контрактами. На период пандемии многие школы, детсады, медучреждения закрылись, объем продаж по этим каналам упал.

Обострила пандемия такую проблему, как заемные средства для длинных инвестпроектов. В пищевой индустрии проекты окупаются долго, привлечь на такой срок относительно дешевые средства в период неопределенности еще сложнее, чем раньше.

С таким риском, как отсутствие компании в онлайне, «Деревенское молочко» справилось благодаря проекту i-Milk. Он был запущен еще в октябре 2019 года, и тогда его главной задачей была работа на имидж. Сначала продажи были крошечные, но с начала пандемии проект вырос в несколько раз:

— Он устойчиво закрепился на апрельском уровне продаж, сезонного для «пищевки» спада летом не произошло, — отмечает Артем Багреев. — Пользователи оценили удобство сервиса. Можно не тратить время на походы в магазин — продукты бесплатно привезет вежливый экспедитор.

Перенос покупок в онлайн-сферу и то, что у многих стало больше свободного времени, повлияло на поведение потребителей. Они стали внимательнее читать этикетки, изучать состав продукта и предъявлять более высокие требования к его качеству. При этом снижаются покупательские способности (и эта тенденция будет усиливаться). Это скажется на ассортименте — сейчас самое время предлагать продукты эконом-класса — увеличенные экономичные упаковки, обезжиренные линейки.

ИТ-отрасль и онлайн: все сложно

IT-компании, чья работа связана с интернетом и виртуальным пространством, казалось бы, теряли от самоизоляции меньше. Но эта сфера также столкнулась со сложностями, о которых рассказал Всеволод Мороцкий, технический директор компании Sibedge:

— В апреле был небольшой период, страшный с точки зрения паники. Мы смотрели на фондовый рынок Штатов, на рынок ценных бумаг, он проседал на 300-400 млн долларов в день. Было видно, что одни онлайн-компании резко пошли вверх, их капитализация была плюс 150%, а другие теряли свои доходы. К примеру, всем известный сервис Аirbnb, позволяющий снять и сдать квартиру, потерял 38%. Второй важный момент — мы предполагали, что многие контрагенты будут просить отсрочки платежей и скидок. Но такой разговор завели всего два заказчика из более чем 30, причем речь шла о небольших скидках, на 5-10%, на что мы с радостью пошли, поскольку переживаем за бизнес своих клиентов. Третий аспект работы в новой реальности — произошедшее в этом году позволит нам поменять алгоритмы мышления не только в плане ведения бизнеса, но и в жизни. Прежние правила не работают. У нас пять офисов на трех континентах и удаленный формат работы нам давно привычен, но мы столкнулись с проблемой психологического выгорания людей. При работе из дома граница между личной и рабочей жизнью размывается. Люди всегда онлайн и всегда работают. Мы это обнаружили и подключили психолога, получилось очень полезно.

Связанное с пандемией ожидание, что на рынке окажется большое количество высококвалифицированных специалистов, не оправдалось. Хороших специалистов по-прежнему мало, и они стоят дорого. Причем, многие программисты не держались в смутные времена за большие компании, а уходили в рискованные, но интересные стартапы.

Цены на недвижимость падать не будут

О тенденциях рынка недвижимости и о связанном с ним рынке оценки на круглом столе говорил Дмитрий Хлопцов, директор оценочной компании «ТОККО», заведующий кафедрой экономики ТГУ:

— Своеобразие Томска в том, что здесь рынок недвижимости и рынок оценки сильно связаны. Оценка востребована в самых разных отраслях, в том числе в ипотеке. За 2019 год прирост на рынке оценки составил 14%, объем рынка — 8 млрд рублей только по 200 крупнейшим компаниям (а всего компаниями за оценку заплачено в России больше 10 млрд рублей). В первую половину 2020 выручка упала на 15%.

Что касается рынка недвижимости, то в апреле–мае был заметен всплеск активности. Нерабочие времена пандемии совпали с традиционным для весны повышением интереса к загородным дачным участкам. На фоне самоизоляции загородные дома стали максимально востребованы:

Дмитрий Хлопцов
директор оценочной компании «ТОККО»
заведующий кафедрой экономики ТГУ

Весной доходило до того, что в один день 2-3 покупателя боролись за покупку загородного дома или дачи. В результате цены выросли до 15%.

В июне–июле тенденция продолжилась. За 1 полугодие 2020 года цены на жилую недвижимость на рынке, по нашим данным, подскочили на 9-11%. Это значительно превышает инфляционные ожидания и фактическую инфляцию.

В августе рынок остановился. В сентябре все готовы продолжить его развивать, но люди истратили все деньги весной. Ситуация на рынке располагает к падению предложения в ближайшие полгода. Падения цен мы не ожидаем.

Строительные компании видят в сегодняшнем дне поводы для оптимизма:

— Нас кризис застал на старте нового проекта — строительства микрорайона «Заповедный», — сообщил Александр Беляев, руководитель проекта строительства мкр. «Заповедный». — Вначале у поставщиков была паника. Рухнули рынки, основные местные поставщики металла, цемента обрубили все схемы отсрочки платежа на 90 дней, цены были актуальны только на сегодня. Мы это пережили, закалились. У нас активный спрос, прирост продаж 10% в месяц, для нашего сегмента это много. Считаем, этот кризис мы пережили, с сентября у нас идет уже планируемая деятельность.

Финансовый рынок стабилизируется

О событиях мира финансовых институтов на круглом столе рассказал Андрей Сальников, управляющий Томским офисом ПСБ:

— Хорошая новость — Центральный банк продлил пока до конца 2020 года (надеемся, продлит и дальше) послабления для банков, в частности, по резерву. Это дает нам возможность не сокращать объем кредитования. Сейчас ситуация в финансовом секторе улучшилась, в разгар пандемии было хуже, финансовые рынки стабилизируются. Тенденции в нашей отрасли такие — спрос на кредитование, особенно в корпоративном сегменте, снижается. Также хотел бы отметить, что в целом спад экономики и сокращение доходов компаний и граждан приводит к росту проблемы задолженностей банкам. Послабление ЦБ, сделанные для банковского сектора, дали возможность части заемщиков восстановить свое финансовое положение с помощью кредитных каникул и других инструментов. Мы понимаем, при выходе из послаблений требования вернутся на прежние позиции, и банки будут реагировать соответственно. Но, по нашей информации, выход будет плавным, чтобы все успели адаптироваться к условиям.

Что удалось банкам за месяцы кризиса сделать для адаптации к новым условиям? Основные программы государственной поддержки реализовывались через банки, и это потребовало от финансовых организаций особого рода работы:

Андрей Сальников
управляющий Томским офисом "Промсвязьбанка"

Огромное количество ресурсов пришлось задействовать, чтобы превратить госпрограммы в работающие технологии. Банки, в том числе и наш, сегодня сфокусировались на качестве своих портфелей, занимаемся вопросами управления издержками. Мы работаем над так называемой сберегательно-транзакционной моделью управления активами, фокусируемся на процентном риске. В целом банки сегодня готовы удовлетворить спрос на ипотеку.

Также банки активно развивают небанковские услуги. Есть спрос на страховые продукты, услуги по управлению активами. В перспективе у банков — серьезное замедление темпов роста, сокращение программ стимулирования кредитования, в том числе со стороны государства, рост проблемы задолженностей. Низкая ставка ЦБ и снижение ставок по вкладам поднимает популярность фондовых рынков.

Из позитивных ожиданий — увеличиваются остатки на банковских картах. Рассчитывают и на положительную динамику по ипотечным сделкам. Прогнозируется рост дистанционных операций и доли бесконтактных платежей, развитие цифровых услуг.

О ситуации компаний, чья работа связана главным образом с финансовыми потоками, на круглом столе рассказала Елена Пуговкина, директор компании «Деловые связи»:

— В начале пандемии я оценила ситуацию и поняла, что компании-клиенты не уйдут, отчетность, даже нулевую, надо сдавать. Со временем стало ясно, что к нам придут компании, которые сократят своих бухгалтеров, обслуживание у нашей фирмы обойдется им дешевле. Так и получилось. Помогали получать субсидии компаниям из пострадавших отраслей- например, на возмещение оплаты труда и дезинфекцию помещений. Обидно было только за тех, у кого нарушения с ОКВЭДом: если основной не соответствовал действительности, субсидия не давалась, частные случаи налоговая не рассматривала.

Вместо роуминга — больше интернета

Телекоммуникационная отрасль во время самоизоляции пострадала меньше всех. Напротив, без связи в дни карантина было не обойтись. О новой реальности для компаний этой сферы на круглом столе говорила Марина Фещенко, руководитель Томского филиала МТС:

— С 20-х чисел марта мы наблюдаем рост интернет-трафика, он в некоторые месяцы доходил до 60%. Это частично компенсирует нам потерянные доходы от роуминга. Другие особенности времен пандемии — многие компании обратились к нам за сервисом «мобильные сотрудники», позволяющей наблюдать за передвижением работников — популярность услуги выросла на 30%. Потребность в облачных хранилищах при переходе на удаленную работу выросла на 65%. С мая мы стали чаще получать запросы компаний по организации качественной удаленной связи, все ушли в режим онлайн. МТС уже давно не столько сотовая, сколько IT-компания. Мы перевели весь персонал в домашний режим за 4 дня, моей задачей лидера было поддерживать связь с коллективом, чтобы они не выпали из процесса. За время удаленной работы производительность сотрудников повысилась. Я рада, что пандемия дала нашей команде такие скиллы, как стремительная реакция на события.

Вузы частично переходят в онлайн

Высшему образованию в период пандемии тоже пришлось столкнуться с серьезными вызовами. О том, как с ними справлялся ТПУ, рассказал Александр Фадеев, проректор по цифровизации Томского политехнического университета.

Александр Фадеев
проректор по цифровизации Томского политехнического университета

Томский политех — университет инженерного направления, а многие навыки можно освоить только на практике, когда наши ученики работают в лабораториях, ставят эксперименты. Другим вызовом для системы образования стало отсутствие общения студентов между собой и с наставником.

Интересное явление — рост виртуальной академической мобильности, наши курсы проходили студенты других вузов и наоборот. В то же время, не все преподаватели оказались готовыми открывать свои материалы миру. Некоторые переживали за уникальность материала, другие — за их качество.

Следующей волной вызовов стали дистанционные экзамены, защита дипломов, диссертаций… Большие страхи были связаны с приемной компанией, в этом году документы подавали исключительно онлайн. Мы кардинально перестроили процесс подачи заявления через сайт, запустили систему чатботов, провели серьезную пиар-компанию, в итоге получили более мотивированных абитуриентов.

Усложнились научные исследования — главной проблемой стало ограничение мобильности (никто не мог никуда поехать). При этом был потерян доступ к оборудованию.

Частично лабораторные исследования заменили симуляторами и тренажерами, но практические занятия тоже будут, их просто перенесли. Для тех студентов, кто пока не может вернуться из других стран в Томск, освоили гибридные формы лабораторных занятий, когда есть возможность понаблюдать через камеру за работой коллеги-студента.

Предприниматели больше доверяют власти и друг другу

В новой реальности транспортная сфера пострадала, но без дела не осталась. Ситуацию комментировал руководитель томского отделения российского общественного объединения предпринимателей «Опора России», директор транспортной компании Сергей Кухальский:

— Начало пандемии мы использовали для переориентации на летние виды работ. Нашу отрасль включили в список пострадавших, мы воспользовались всеми возможностями господдержки. Во время паузы мы с коллегами переосмыслили слабые и сильные стороны компании, в результате за полгода выросли на 10% по количеству и техники, и людей, а также по обороту. Главным было не поддаваться панике, не блокировать свое позитивное мышление. Наша отрасль в основном заточена на обслуживание других отраслей — нефтегазовых и строительных компаний, муниципалитетов. Если где-то кризис, то другие все равно выживут. Сейчас у нефтегазового комплекса сложности — многие месторождения временно закрыты, проекты заморожены. Зато в коммунальном хозяйстве объем работ увеличивается, стройки идут.

Сергей Кухальский считает, что малому бизнесу в сложных непредсказуемых ситуациях легче корпораций — они гибче, лучше чувствуют рынок, ситуацию. Важным результатом пандемии стал рост доверия друг к другу — и к органам власти, и к коллегам.

Меньше нефти — меньше денег

Со стороны промышленности новую реальность оценил Виталий Власов, и.о. заместителя генерального директора по реализации и развитию услуг компании «Россети Томск»:

— Мы справились с ситуацией, дополнительных проблем с электроснабжением не возникло, жалоб на нашу работу нет. Если говорить о нашем финансовом состоянии — мы компания электросетевая, регулируемая государством, наша выручка складывается из установленного департаментом тарифного урегулирование тарифа и из объема оказанных услуг. В 2020 году на нас влияло два фактора. Из-за массового ухода на дистанционную работу с марта по июль мы отмечали снижение электропотребления по региону на 8-8,5%. По итогам августа видим восстановление почти доковидных объемов. Второй момент — снижение электропотребления, вызванное подписанием России соглашения ОПЕК +, подразумевающее значительное сокращение объемов добычи нефти с 1 мая 2020 по 1 мая 2022 года. После этого началось снижение потребления электроэнергии крупной компанией из этой сферы — АО «Томскнефтью» ВНК» на 15 — 25%. Это сильно влияет на годовую выручку в регионе в целом. Мы — диспетчер, крупнейший получатель средств за оказанные услуги по передачи электроэнергии, есть существенный риск по платежам в сторону смежных компаний. В этой ситуации происходит постоянный мониторинг, контакт с населением и органами власти, департаментом тарифного урегулирования рассматривается различные варианты как минимизировать риск. Ситуация с платежами была сбалансированная, важно, чтобы она не ухудшилась.

Отчаяния и паники не было ни у кого из участников круглого стола, посвященного новой реальности. Напротив, для многих отраслей вызовы стали поводом мобилизоваться.


Источник


Региональное отделение:  Томское региональное сообщество

Вернуться к списку новостей

Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: