Новости

  • Успеть за десять дней

    Правительство официально утвердило "дорожную карту" по повышению качества услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастра недвижимости, подготовленную Агентством стратегических инициатив. Она ставит амбициозную цель добиться, чтобы к 2018 году Россия вошла в пятерку стран с лучшей системой оформления имущества. Каким образом планируется усовершенствовать регистрацию собственности и какую пользу из этого извлекут власть, бизнес и общество?

    В чем суть "дорожной карты"?

    Наталья Антипина, руководитель Росреестра: Это стратегия развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета на долгосрочную перспективу. Перед Росреестром ставится немало задач: сократить время предоставления услуг и число процедур, необходимых для их получения, увеличить количество электронных сервисов, повысить ответственность регистраторов, а также разработать механизм возмещения ущерба в случае утраты собственности.

    Срок государственной регистрации прав и кадастрового учета должен сократиться с 20 до 10 дней к 2015 году, а затем до 7 и 5 дней соответственно к 2018 году. Период ожидания в очереди в наших офисах уменьшится к 2015 году с 60 до 15 минут, а к 2018 году до10 минут. По предварительной записи с 20 до 5 минут, а затем до минуты. Доля электронных услуг ведомства вырастет за два года с 5 до 50%, за пять лет до 70%.

    В итоге регионы должны получить колоссальный экономический эффект за счет повышения качества управления недвижимым имуществом, прежде всего земельным. Кроме того, бизнесу и обычным гражданам будет намного проще распоряжаться собственностью.

    Каким образом планируется ускорить оформление недвижимости?

    Антипина: Сразу оговорюсь, что Росреестр не сможет в одиночку выполнить все мероприятия, заложенные в "дорожной карте". Для этого необходимо деятельное участие других госорганов, региональных и муниципальных властей.

    Так, мы собираемся поделиться частью своих полномочий с многофункциональными центрами по предоставлению госуслуг (МФЦ). К 2015 году в них должно предоставляться до 70% услуг по регистрации собственности и кадастровому учету, а к 2018 году - до 90%. Однако проблема в том, что пока не все субъекты РФ активно работают над созданием МФЦ. Например, в Свердловской области всего один центр на десять окон. Так что регионам следует поторопиться - времени на раскачку нет. Росреестр, со своей стороны, готов помогать им.

    Ведь чем больше МФЦ, тем легче гражданам общаться с госорганами. Они могут получить все необходимые услуги в одном месте, не обивая пороги разных ведомств.

    Вместе с тем должно быть налажено электронное межведомственное взаимодействие между государственными органами, чтобы они могли самостоятельно передавать друг другу необходимые документы. Граждане не должны собирать справки по многочисленным учреждениям. А ведь несмотря на то, что они освобождены от такой обязанности, многие чиновники по-прежнему требуют приносить пачки документов. Скажем, пока из 23 тысяч российских муниципалитетов только 5 тысяч самостоятельно запрашивают информацию у Росреестра.

    Сам Росреестр планирует перевести подавляющее число своих услуг в электронный вид. Например, в этом году мы собираемся открыть гражданам доступ к федеральному информационному ресурсу, содержащему сведения из единого реестра прав. С его помощью каждый желающий сможет проверить историю недвижимости, например, перед покупкой квартиры. Кроме того, собственники смогут получать смс-уведомления в случае, если с их недвижимостью будут производиться какие-либо действия, в том числе мошеннические операции. Думаю, эта услуга будет востребована как у граждан, так и у бизнеса. Тем более ее стоимость небольшая: для физических лиц годовая подписка на ресурс стоит 250 рублей, с уведомлениями - 500 рублей.

    Одновременно с этим мы будем повышать качество сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственном кадастре недвижимости. Если раньше наша работа оценивалась по качеству услуг, в частности по количеству времени, проведенному нашими заявителями в очередях, то теперь будет оцениваться именно достоверность информационных ресурсов. Мы ожидаем, что это позволит существенно снизить риски при оформлении недвижимости.

    Сегодня многим кажется непрозрачной, непонятной система регистрации собственности. Людям проще обратиться к посредникам, чем самостоятельно заниматься оформлением имущества. Как будет решена эта проблема?

    Антипина: В первом квартале 2013 года у Росреестра должны появиться четкие регламенты по регистрации прав, постановке на кадастровый учет и предоставлению сведений из реестра прав. В них будет четко указано, как и в какие сроки должны предоставляться услуги.

    Кроме того, мы планируем усовершенствовать официальный сайт Росреестра - сделать его дружелюбным для заявителя. Например, уже в этом году на портале появится новый сервис, который путем наводящих вопросов поможет каждому определить, что нужно сделать, чтобы получить конкретную услугу - в зависимости от жизненной ситуации.

    Во время работы над "дорожной картой" было предложение ввести плату за срочность: скажем, чтобы быстрее обычного зарегистрировать жилье.

    Появятся ли у Росреестра платные услуги?

    Антипина: Нет, это предложение не вошло в конечный вариант проекта. Слишком велики коррупционные риски. Да и непонятно, как делить очередь из обычных и "платных" заявителей. При этом хочу отметить: сегодня у Росреестра самые низкие в мире госпошлины на услуги, и повышаться они не будут.

    На ваш взгляд, насколько вообще реально реализовать "дорожную карту"?

    Антипина: Проект очень сложный. Но поставленные задачи возможно решить, если будет налажено сотрудничество государственных органов с региональными и муниципальными властями. И чем раньше мы сможем объединить усилия, тем лучше. Иного пути нет. На федеральном уровне будет создана комиссия, которая станет контролировать реализацию "дорожной карты" и строго спрашивать губернаторов о проделанной работе. Мало того, проект будет находиться под постоянным общественным наблюдением.

    Источник: Российская газета

    15 января 2013
  • Экспертиза кадастровых отчетов не является бесплатной услугой

    15 января 2013
  • СКР предлагает ввести уголовную ответственность оценщиков за применение заведомо необоснованных стандартов или включение в отчет об оценке объекта заведомо недостоверных данных

    15 января 2013
  • Российское общество оценщиков продолжает проведение вебинаров! 22 января приглашаем членов РОО на вебинар «Анализ деятельности ряда Российских оценочных компаний за 2011 года»

    15 января 2013


Для подписки на обновления сайта введите адрес электронной почты: